Цель: продолжать формировать интерес к эстетической стороне окружающего; удовлетворять потребности детей в самовыражении.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, формировать представления о гжельской росписи. Совершенствовать умение видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, умение составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. развивать эстетический вкус. Продолжать учить составлять узоры на листах в форме народного изделия; проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности; продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора. Продолжать прививать любовь к русским народным мелодиям, приучать слушать их.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: формировать умение внимательно рассматривать изделия, выполненные в технике гжели, иллюстрации с их изображением, видеть их отличительные особенности. Формирование у ребенка потребности вести себя в соответствии с общественными нормами. Продолжать учить умению оценивать свою работу и работу друзей; формировать желание принимать участие в посильном труде по уборке своего рабочего места.
Речевое развитие: продолжать развивать интерес к литературной речи; умение поддерживать беседу; совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей; обогащать и активизировать словарь детей. Закреплять правильное отчетливое произнесение звуков.
Познавательное развитие: продолжать формировать знания детей о народном промысле Гжели; закреплять понятие «декоративно-прикладное искусство». Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Вызвать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Физическое развитие: Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей. Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности. Обеспечение гармонического физического развития.
Предполагаемый результат:. дети закрепляют свои знания о разновидностях музеев, о правилах поведения во время их посещения; совершенствуют и закрепляют свои знания о гжельской росписи, о народно-прикладном искусстве; упражняются в украшении силуэтов гжельским узором; закрепляют и совершенствуют свои технические навыки; продолжают учиться умению анализировать работы; совершенствуют свои двигательные навыки во время физминутки.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная.
Формы организации совместной деятельности: организация выставки изделий, украшенных гжельской росписью, а также выставки открыток, альбомов, книг, иллюстраций, посвященных этому народному промыслу; ведение диалога при рассматривании выставки гжельской росписи; продуктивная деятельность (рисование гжельского узора на силуэте); индивидуальная помощь; рассматривание выставки готовых работ; организация чаепития; слушание аудиозаписи народных мелодий.
Предварительная работа: проведение нод по ознакомлению с народно-прикладным искусством; чтение стихов о народном промысле гжель; рассматривание иллюстраций, книг, открыток, изделий гжельского промысла; свободная продуктивная деятельность детей в творческом центре; проведение дидактических игр, с/р игры «Народные мастера».
Словарная работа: экспозиция, экспонат, смотритель музея, коллекция, вспорхнули.
Материал к НОД: силуэты гжельской посуды; клеёнки на столах, подносы с предметами для рисования (стаканчик для кисточек и кисти, непроливайка, салфетка, палитры, гуашевые краски); схемы-образцы с элементами гжельских узоров; иллюстрации с изображением гжельской посуды; выставка изделий гжельских мастеров «Эта звонкая сказка – Гжель»; магнитофон, кассета с записью напевной русской песни; «записка» от смотрителя музея; все необходимое для чаепития.
Методические приёмы.
Словесные: беседа, рассказ, вопросы, обобщения, чтение (записки от смотрителя музея).
Наглядные: рассматривание предметов выставки, готовых работ.
Практические: проведение физминутки; организация чаепития.
ХОД НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что музеи бывают разные? (Да. Исторический, Художественный и т.д.) Сегодня к нам в гости приехал передвижной музей «Сказочная гжель» и мы совершим путешествие в мир красоты и добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Вы все помните правила поведения в музее? (Да. Не толкаться, не кричать, смотреть глазами, не шуметь).
Дети проходят к столу, накрытому голубой скатертью с выставленными предметами сервировки стола и посудой, украшенной гжельской росписью. Рядом оформлена выставка книг, наборов открыток, иллюстраций по тематике гжель.
- Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая посуда в этой экспозиции! Что вы видите? Их чего она сделана? (Белая глина) Как называется роспись, которой украшены эти предметы? По каким признакам вы определили, что это именно гжель? (Дети перечисляют признаки: белый фон, сине-голубые узоры, характерные элементы росписи.) А где же смотритель музея, который хотел рассказать нам про талантливых мастеров, делающих такие красивые вещи? Наверное, он еще занят разгрузкой других экспонатов музея. Пока мы его ждем, я предлагаю вам познакомиться с книгами, открытками, иллюстрациями посвященными гжельской росписи.
Дети проходят к столу с выставкой. Пока они рассматривают книги и открытки, воспитатель замечает под посудой листок.
Воспитатель: Ой, кто-то оставил нам записку. «Дорогие дети, я очень хотел показать вам много красивых предметов, украшенных росписью гжель, рассказать о талантливейших мастерах создающих такую красоту и попить чай с конфетами из чудесных бело-синих чашек, но при разгрузке я уронил коробку и почти все чашки разбились. Я так расстроен, так расстроен. Где же мне теперь найти гжельскую посуду для коллекции музея?»
Воспитатель: Ребята, давайте поможем смотрителю музея – распишем посуду гжельскими узорами как самые настоящие мастера! Для этого нам нужно пройти в мастерскую.
Дети проходят к столам. На столах приготовлены бумажные силуэты посуды и краски, кисти, стаканчики с водой, бумажные салфетки, палитры, карты с основными элементами гжельской росписи.
Воспитатель: Что вы видите на столах? (Перечисляют) Какая краска нам понадобится? (Синяя). Кто напомнит нам правила работы с кистью и краской? (Снимать лишнюю воду с кисти о край стаканчика или промакивать салфеткой, не пачкать краской металлическое платье кисточки.) Посмотрите, у вас на столах есть схемы основных элементов гжельских узоров , какие это элементы? (Волнистая линия, точки, сеточка, капелька, цветок.) Обратите внимание, что в центре узора гжель обычно располагается цветок, а по краям бордюры из линий и точек. Если нам нужно провести тонкую линию, то мы рисуем самым кончиком кисти, а если толстую – всей поверхностью. Чтобы линии получались плавные и красивые, кисточку ведем спокойно, не отрывая от листа бумаги.
Воспитатель: - Прежде чем начать трудиться нужно немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА:
Чудо-птицы прилетели. (взмах, руки вверх)
Прилетели к нам из Гжели. (опустить руки)
На ветвях они присели, (присели)
Вдруг вспорхнули, улетели. (встать и улететь)
Воспитатель: - Приступайте к рисованию.
(Играет негромкая русская народная мелодия в исполнении балалайки.)
Во время работы детей воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, подсказывает, помогает по мере необходимости.
- Итоговая часть НОД.
Воспитатель: Кто уже расписал свои предметы, может принести их к столу. Вот такой красивый сервиз у нас получился! Смотрителю музея очень понравится! Какая чайная пара, чашка или блюдце вам понравились больше всего? Какие элементы вы использовали чаще, а какие вам было сложнее рисовать? Мы оставим наш красивый сервиз на просушку, а я предлагаю вам посмотреть какой сюрприз приготовил нам смотритель музея.
(Воспитатель поднимает крышку на одной из конфетниц на столе – там конфеты.)
Я предлагаю вам навести порядок на своих рабочих местах, вымыть руки, и приглашаю вас к столу – пить чай с гостинцем от смотрителя музея.
|