Воспитатель - это призвание!

Воскресенье, 19.05.2024, 20:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2016 » Сентябрь » 27 » Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы. Тема "Традиция чаепития. Знакомимся с самоваром."
15:46
Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы. Тема "Традиция чаепития. Знакомимся с самоваром."

Цель: Приобщать детей к национальным традициям, повышать интерес к культурному наследию народа.

 

Задачи НОД:

Основная образовательная область.

 Познавательное развитие: познакомить с историей появления чая на Руси и особенностями традиции чаепития; появлением и устройством самоваров, их особенностями и разнообразием. Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры. Расширять представления детей об истории своей страны. Способствовать развитию интереса в изучении культуры русского народа. Расширять кругозор, развивать любознательность. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за ее культуру. Воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу. Закрепить знание народных пословиц.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие: продолжать добиваться практического овладения воспитанниками нормами речи; расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Продолжать развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Упражнять в проговаривании слов сложной слоговой структуры, в образовании относительных прилагательных. Продолжать обогащать речь детей и расширять активный словарь.

Физическое развитие: совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Художественно-эстетическое : развитие эмоциональной восприимчивости на, эмоционального отклика на произведения искусства. Приобщение детей к профессиональному изобразительному  искусству через ознакомление с лучшими образцами отечественного искусства. Продолжать формировать интерес к живописи.

Предполагаемый результат:  продолжают знакомство с жизнью предков. Узнают о первом появлении чая в России, устройстве самовара, зарождении традиции чаепития на Руси. Приобщаются к устному народному творчеству, закрепляя знание народных поговорок. Упражняются в образовании слов-признаков по аналогии. Приобщаются к живописи, рассматривая картины русских художников. Развивается зрительное восприятие, наблюдательность, умение делать выводы из увиденного, находя сходство в рассматриваемых картинах. Формируется интерес к двигательной деятельности.

Виды деятельности:    познавательная, речевая, двигательная, игровая.

Формы организации совместной деятельности: беседа, речевые д,и; просмотр слайдов; проведение физминутки; чтение поговорок; рассматривание самовара; рассматривание картин художников.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книге “Все про все” (раздел “История древней Руси”); заучивание поговорок о народных традициях. Рассматривание альбомов и иллюстраций; чтение русских народных сказок; знакомство с некоторыми народными предметами быта; продуктивная деятельность по теме «Самовар»; организация чаепитий в группе за самоваром; рассматривание разных чайных принадлежностей. Знакомство с картинами русских художников. Чтение художественных текстов устного народного творчество, его малых фольклорных форм.

 

Словарная работа: извозчик, «китайская легенда», «вечнозеленое» (растение), пастух, чудодейственная сила, круча, «триумфальное шествие по миру», насытишься, жажда, древесный уголь, лучина.

Материал к НОД: ноутбук, проектор, слайды, экран; электрический самовар, чайница; картина художника В. Перова «Чаепитие в Мытищах»,  художника Б. Кустодиева «Извозчик за чаем», «Осень».  

Методические приёмы.

Словесные: беседа, вопросы; уточнения, объяснение, обобщения; анализ; поговорки, стихотворение для физминутки.

Наглядные: рассматривание самовара, картин; просмотр слайдов.

Практические:   физминутка.

Игровые:   дидактические игры.

 

 

 

                                               ХОД  НОД:

  1. Организационный момент.

     Воспитатель: - Дети, обратите внимание на изображение на экране. (Слайд с изображением современного чаепития). Что вы видите здесь? (ответы). Правильно, здесь мы видим все, что нам необходимо для того, чтобы приятно провести время за чашкой чая. Что именно? (Дети отвечают). А вы любите пить чай? Вспомните, как мы проводили чаепития с вами, вашими родителями.

     - Сегодня я познакомлю вас с традицией чаепития на Руси.

  2. Основная часть.

     Воспитатель: - Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овце пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил.

     Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. Путь чая на Руси был долгим. 

                                       (Показ слайда на экране).

- А  как вы думаете, купить чай могли позволить себе крестьяне?

                    (Слайд с изображением старинного  чаепития).

 

 - Через некоторое время, после того, как в Китае был открыт чай, Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. Для крестьян чай был почти недоступен, так как они были недостаточно богаты, а чай был не дешевым продуктом,  и они его пили лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться».

 - Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиваться от многих болезней, для многих народов он также необходимым и незаменим, как и хлеб.

 - Ребята, кто из вас помнит поговорки про чай, которые я вам рассказывала? (Ответы детей, которые помнят).

 

                                 ПОГОВОРКИ ПРО ЧАЙ: 

  • Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
  • Если чай не пьешь, где силы берешь?
  • Чаем не насытишься, но жажду утолишь.
  • После чая – на душе лето.

              Воспитатель: - А теперь настало время немного отдохнуть. Проведем небольшую физминутку.

                              ФИЗМИНУТКА.

              “Самовар”.

Крутобокий самовар,       (руки в боки)
Ты кипишь, пуская пар. (ртом выпускают воздух)
Руки в боки, ноги в стол,
И пошёл, пошёл, пошёл…  (ходьба)
Вот варенье, вот ватрушки, (показывают руками вправо-влево)
Вот вам пряники и сушки…
Изо всех, сколь было, сил    (руки у груди)
Всех он чаем напоил.   (разводящий жест – руки в стороны)
Запыхался от ходьбы –   (ходьба на месте)
Наливай ещё воды. («имитация»)

     (Поговорки сопровождаются слайдами с изображением старинного и современного чаепития на экране. Последний слайд показывает старинный самовар,он появляется на экране после физминутки).

     Воспитатель: - Русский народ так долго упражнялся в приготовлении чая, что совершенно неожиданно изобрели самовар. Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

     Показ слайдов с изображением разного вида самоваров.

Воспитатель: - Самовар видели многие, но не все знают, как он устроен.

               На примере слайда с крупным изображением самовара воспитатель рассказывает об устройстве самовара.

Воспитатель: - Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
Такой самовар называют жаровым. В старину люди пользовались только жаровыми самоварами. Только он, ребята, был очень неудобен в городских условиях. И тогда тульские мастера-умельцы придумали и стали изготавливать вот такие самовары.

               На экране – слайд с изображением электрического самовра.

- Посмотрите, что у него внутри? Это спираль. Кто знает, как называется такой самовар? Он работает от электричества, значит называется он…
электрический. У нас в группе есть такой самовар. Вот он, посмотрите.

- Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная и красная. Медь - это металл, поэтому самовар – металлический. Иногда самовары серебрили и золотили, чтобы они были ещё красивее. Формы самоваров также были различны. В зависимости от формы самовары называются “банки”, “рюмки”, “шарики”. Одни из самых красивых – самовары “ваза”, “цветок лотоса”, “паровоз”, “петух” и “бочонок”.

     На экране - разные виды самоваров иллюстрируют рассказ воспитателя.

Воспитатель: - Отведывавшие чая из настоящего самовара, считали, что таким и должен быть настоящий напиток, и все другие способы приготовления не могут с ним сравниться. До прихода гостей надо разогреть самовар, предварительно залив в него свежую воду, приготовить посуду: розетки или вазочки для варенья или меда, чайные чашки с блюдцами, тарелочки. Стол накрывают цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладут салфетку. На стол подают также кусковой сахар, блины, баранки, пряники, лимон и фрукты.  

 

 (Этот рассказ сопровождается показом слайдов с изображением того, о чем рассказывает воспитатель).

 

    - Но, чтобы получить истинное удовольствие и пользу от чая, его нужно правильно хранить. Для этого существуют разнообразные чайницы. Посмотрите, они могут быть сделаны из разных материалов.  Чайница обязательно должна быть закрыта крышкой. Почему, как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: - Чай легко впитывает влагу и очень быстро воспринимает различные посторонние запахи. Также нельзя хранить чай очень долго, т. к. он теряет и аромат, и свои лечебные качества. Полезен только свежезаваренный чай.

 

                        На экране – изображение разного вида чайниц.

 

                        Воспитатель: - Сейчас мы с вами проведем

                                        д/и «Какая чайница?»

Воспитатель: - Эта чайница сделана из фарфора, значит она …
                      (фарфоровая).
                      Эта - из стекла … (стеклянная).

Эта - из жести… (жестяная).

Эта – из металла… (металлическая).

Эта – из пластмассы… (пластмассовая).

Эта – из дерева … (деревянная)

 

     На экране – изображение картин художника В. Перова «Чаепитие в Мытищах», художника Б. Кустодиева «Извозчик за чаем», «Осень».

 Воспитатель: - Обратите внимание, на экране показаны картины русских художников, где изображено чаепитие.   Это картина художника В. Перова «Чаепитие в Мытищах», а это картины художника Б. Кустодиева «Извозчик за чаем», «Осень».   

     - Я хочу вам предложить провести игру «Найди сходство» используя картины «Чаепитие в Мытищах» и «Осень».

     (На обеих картинах на столе - самовар, арбуз; женщины пьют чай из блюдца).

 

  1. Итоговая часть НОД.

 

     Воспитатель:  - На этом наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились, с какой традицией? Где впервые открыли чай? Откуда и почему появилось выражение «чайком побаловаться»? В связи с чем, почему придумали, изобрели самовар?

     Далее воспитатель проводит анализ работы детей.

 

                                    Занятие окончено.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1304 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930