Цель: развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, воображения, художественно-творческих способностей; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать интерес детей к различным видам изобразительной деятельности (аппликации); совершенствовать умения в декоративной аппликации. Учить составлять узор из цветной бумаги на силуэте самовара по мотивам гжельской народной росписи. Закреплять умения детей создавать из цветной бумаги декоративные композиции. Закреплять знакомые технические приемы вырезывания, умение владеть ножницами. Воспитывать и развивать интерес к гжельской керамике.
Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности (танцевальные движения). Развивать танцевально-игровое творчество.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие: продолжать формировать и совершенствовать диалогическую речь детей, развивать свободное общение взрослого и детей. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения (стихи). Развивать художественное восприятие и интонационную выразительность при их чтении. Продолжать формировать интерес к устному народному творчеству, её малым фольклорным формам (загадкам). Продолжать работать над развитием связной речи детей и расширением активного словаря.
Познавательное развитие: продолжать формировать представления детей о людях разных профессий, живущих в России; развивать интерес к народным промыслам страны. Закреплять представление о многообразии таланта народных умельцев, разнообразии декоративного творчества русских людей. Закреплять и уточнять знания о Гжельской керамике. Продолжать прививать чувство благодарности к человеку за его труд. Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Социально-коммуникативное развитие: формирование позитивных установок к различным видам творчества. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам; самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое до конца.
Физическое развитие: сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Предполагаемый результат: формируются знания о гжельском народном промысле; дети составляют гжельский узор на силуэте самовара с помощью аппликации; закрепляются технические приёмы вырезывания, умение владеть ножницами; развивается танцевально-игровое творчество; развивается художественное восприятие и интонационная выразительность при чтении стихов; дети продолжают знакомится с устным народным творчеством своей страны; воспитывается самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое до конца.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная, музыкальная, речевая, познавательная.
Формы организации совместной деятельности: рассматривание изделий гжельской керамики в «Торговой лавке», детских рисунков; организация и ведение беседы; чтение стихов детьми, загадывание загадки воспитателем; проведение пальчиковой гимнастики; слушание народной музыки; индивидуальная помощь; анализ детских работ; исполнение танца «Гжель».
Предварительная работа: просмотр слайдов «Народные промыслы России»; рассматривание изделий гжельской керамики, книжных иллюстраций; чтение художественных произведений про гжель (стихи, загадки, рассказы); проведение д/и по теме декоративной росписи.
Словарная работа: «торговая лавка», маслёнка, подсвечники, «невиданной», «неповторимой манере», «чаруешь», салатник, «бодрячка», «плутишка», непоседы, удалых.
Материал к НОД: ноутбук, проектор, экран, слайды; гжельские керамические изделия; детские рисунки-силуэты с гжельским узором; костюмы с гжельским орнаментом для танца; наборы для аппликации (клеенки, подносы, стаканчик с кистью, тряпочки, баночки с клеем, наборы цветной бумаги синего и голубого цвета прямоугольной и квадратной формы).
Методические приёмы.
Словесные: беседа, вопросы; напоминание, указание, описание, анализ, обобщения; стихи, загадка.
Наглядные: рассматривание предметов, украшенных гжельским узором, детских рисунков, просмотр слайдов.
Практические: пальчиковая гимнастика; продуктивная деятельность.
Игровые: сюрпризный момент («Гжельский танец»).
ХОД НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в «Торговую лавку».
(На столе расставлены фарфоровые чайники, салатник, масленка; сделанные из глины птички и посуда расписаны под Гжель; рисунки, нарисованные детьми). Дети рассматривают изделия,
- Основная часть.
Воспитатель: Как называется роспись на всех этих изделиях? (ответы детей). В каком селе изготавливали такую посуду? Послушайте стихотворение, ребята.
- Фарфоровые чайники, подсвечники, часы.
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете, вы красоты такой.
- Сами «гжельцы» любят говорить, что небо у них синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
- Какие цвета используют в росписи гжели? (Ответы детей).
- Из чего изготовляли посуду? (Ответы детей).
- Каким способом расписывали посуду?
- Каждый мастер работает в своей неповторимой манере, выполняя узоры в старинных русских традициях.
- Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия – море красоты!
(М.Г.Авернянов)
Воспитатель: - Давайте внимательно рассмотрим, что же изображают умельцы на своих изделиях.
- Какие элементы гжельской росписи вы видите на салатнике? (Ответы детей).
- Посуду можно расписывать по-разному, при этом соблюдая гжельские орнаменты и цвета сине-голубые. Но сегодня мы с вами будем не рисовать кистью гжельский узор, а составлять этот узор из цветной бумаги, будем выполнять аппликацию. А вот на каком предмете русской посуды мы будем это делать, догадайтесь сами.
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.
- Что это? (Самовар).
- Прежде чем начать работать, напомните мне, как правильно пользоваться ножницами (ответы детей). А какие способы вырезывания из бумаги вам известны? (симметричное, гармошкой). Напомните, как можно вырезать округлые и овальные формы?
- Сначала мы с вами немного отдохнем и приготовим наши пальцы к работе.
- Встаньте и приготовьтесь к ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКЕ:
Дружно пальцы встали в ряд
(покажите ладони)
Десять крепеньких ребят
(сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка
(покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка
(продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны
(покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
(вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
(покажите большие пальцы)
Два больших и удалых
(остальные пальцы сожмите в кулак).
|
|
|
|
|
Воспитатель: - Садитесь и начинайте работать. Проявите творчество и фантазию; подумайте, как правильнее расположить узор на силуэте.
Дети работают под спокойную русскую народную мелодию. Воспитатель осуществляет индивидуальную помощь по мере необходимости.
- Итоговая часть НОД.
Воспитатель: - Ребята, кто закончил свою работу, поместите её на нашу выставку.
Дети размещают свои работы на выставке. Воспитатель привлекает детей к анализу готовых работ. Подсказывает, на что необходимо обратить внимание во время анализа (эстетичность и аккуратность работы, правильно отображенный элемент, его композиционное построение и правильно подобранная цветовая гамма). Обращает внимание на необходимость выразить свое личное отношение к работе и объяснить его. Старается добиться четких и обоснованных рассказов детей, избегая повторений. Воспитатель проводит итог и анализ НОД.
Воспитатель: - А сейчас вас ждет небольшой сюрпризный момент.
Синее небо – словно в апреле
Вы увидите на нашей Гжели!
Звучит народная танцевальная музыка. Заходят дети в костюмах с гжельским орнаментом и исполняют русский народный танец.
Воспитатель: - На этом наше занятие заканчивается.
|