ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, появлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Кроме этого, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Эти занятия способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично; тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства.
В связи с этим в МДОУ №6 введены специальные занятия по театрализованной деятельности для старшей и подготовительной группы.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей 5-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для МДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- приобщить детей к театральной культуре; обогатить и закрепить знания о театре, его видах, его устройстве, некоторых театральных профессиях, культуре поведения в театре;
- формировать и активизировать познавательный интерес к театрально-игровой деятельности;
- снимать зажатость и скованность детей;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
- обучать детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
- развивать музыкальный слух;
- развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей;
- развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях;
- развивать интерес к сценическому искусству;
- развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться);
- развивать навыки действия с воображаемыми предметами;
- учить разыгрывать этюды по сказкам;
- учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
- развивать чувство ритма и координацию движений;
- развивать пластичную выразительность и музыкальность;
- развивать двигательные способности, ловкость, подвижность;
- учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;
- развивать умение пользоваться разнообразными жестами;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов;
- тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские способности.
Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю (в пятницу) во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе – 25-30 минут, в подготовительной – 30-35 минут. Всего в течение года – 36 занятий и одно занятие - в любой день предновогодних каникул.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год. Вводный анализ - СЕНТЯБРЬ, итоговый – МАЙ.
Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам.
- «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, слушают музыкальные пьесы, этюды, отмечая разнохарактерное содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
- «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию к сюжету разыгрываемой сказки, учатся рисовать разными материалами по готовящемуся сюжету сказки.
- «РАЗВИТИЕ РЕЧИ», на котором у детей развивается четкая ясная дикция, ведется работа над использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
- «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ», где дети знакомятся с художественными произведениями, по сюжету которых готовятся инсценировки сказок, разыгрываются этюды, также лягут в основу других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театральной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театрализованной деятельности детей).
- «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
- «РИТМИКА», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер и настроение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа включает восемь основных блоков.
БЛОК №1 – ОСНОВЫ КУКЛОВОЖДЕНИЯ.
БЛОК №2 – ОСНОВЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА.
БЛОК №3 – ОСНОВЫ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА.
БЛОК №4 – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДРАМАТИЗАЦИИ.
БЛОК №5 – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
БЛОК №6 – ТЕАТРАЛЬНАЯ АЗБУКА.
БЛОК №7 – ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ.
БЛОК №8 – ПРОВЕДЕНИЕ ДОСУГОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ.
Следует отметить, что БЛОК №1 (основы кукловождения) реализуется 4 раза в квартал; БЛОК №2 (основы кукольного театра) реализуется на четырех занятиях в квартал; БЛОК №3 (основы актерского мастерства) реализуется на каждом занятии; БЛОК №4 (основные принципы драматизации) реализуется на каждом занятии; БЛОК№5 (самостоятельная театральная деятельность) реализуется на двух занятиях в месяц; БЛОК №6 (театральная азбука) реализуется на четырех тематических занятиях в год; БЛОК №7 (проведение праздников) реализуется в соответствии с годовым планом; БЛОК №8 (проведение досугов и развлечений силами детей) реализуется 1 раз в месяц.
ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
БЛОК №1 «ОСНОВЫ КУКЛОВОЖДЕНИЯ».
ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ: знакомить детей с основами кукловождения; подводить к умению управлять куклами некоторых видов театров (настольного, бибабо, пальчикового); продолжать прививать интерес к кукольному театру; поощрять активное участие в разыгрывании спектаклей.
КОМПОНЕНТ ДОУ:
СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ. Задачи: обучать детей умению управлять фигурами настольного театра.
Игра: показ настольного театра.
Этюды: - «Медведи вернулись домой», «Маша увидела избушку в лесу», «Встреча с волком».
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: музыкальная фонограмма русской народной песни « Я на горку шла» (к этюдам и сказке); загадки про медведя, волка; русская народная игра «Волк во рву».
ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ. Задачи: обучать детей навыкам кукловождения театра бибабо.
Игра: показ театра бибабо; инсценировка спектакля «Вежливые слова»; импровизация с игрушками, которые принес Петрушка.
Этюды: обучающие на ширме; «У медведя во бору», «Большие ноги», «Бегал заяц по болоту», Я рыжая лисица», «Мышонку шепчет мышь», «Пляшут лапки».
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: музыкальная фонограмма русской народной песни «Во саду ли, в огороде»; русская народная мелодия «Полянка»; музыкальная фонограмма мелодии «Большие и маленькие ноги» муз. В.Агафонникова, сл. народные; стихотворение Э.Машковской «Вежливые слова»; куклы бибабо с элементами русских народных костюмов (кокошник, сарафан, косоворотка) .
МАРТ-МАЙ. Задачи: закреплять навыки кукловождения пальчикового театра.
Игра: импровизация сценок по замыслу детей с помощью фигурок для пальчикового театра; пальчиковая игра «Сороконожки»; упражнения для пальчиковой гимнастики.
Мизансценки: «Лиса», «Зайка».
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: муз. пьеса «Лисичка поранила лапу», муз. В.Гаврилинина; пьеса «Побегаем, попрыгаем» муз. С.Соснина; муз. этюд «Зайчик» муз. С.Головина; русские народные загадки про лису, зайца; потешка про зайца.
БЛОК №2 «ОСНОВЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА».
ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ: продолжать развивать умения использовать кукол разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам.
КОМПОНЕНТ ДОУ:
СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ. Задачи: обучать умению разыгрывать спектакли с помощью игрушек настольного театра. Воспитывать коммуникативные качества детей, прививать устойчивый интерес к кукольному театру.
Сказки: «Три медведя», «Три поросенка».
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: музыкальная фонограмма русской народной песни «Я на горку шла», «Озорная полька» муз. Н.Вересокиной (для спектакля «Три поросенка»; русская народная игра «У медведя во бору»; русские загадки (про медведя, поросенка); считалка «Поросята в бубны били».
ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ. Задачи: учить детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции, формировать интонационную выразительность речи, вызывать интерес к театру бибабо.
Сказки: «Заюшкина избушка»; «Красная Шапочка».
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: фонограммы: русская народная мелодия «Ах ты, берёза», русская народная песня «Светит месяц»; русские народные загадки про зайца, лису, медведя, волка; русская народная игра «Волк во рву»; считалка «Заяц белый».
МАРТ-МАЙ. Задачи: продолжать прививать интерес к кукольному театру, желание разыгрывать сказки. Обучать приемам показа пальчикового театра. Совершенствовать навыки пальчиковой гимнастики, формировать желание заниматься ею.
Сказки: «Кот, Петух и Лиса»; «Колосок».
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: русские загадки о животных (про кота, лису, петуха), загадки про колосья, хлеб; музыкальные фонограммы: «Земелюшка-чернозем», русская народная песня в обработке Е.Тиличеевой, «Как под яблонькой», русская народная мелодия в обработке Т.Ломовой; русская народная игра «Кот и мышки» (под музыку Т.Ломовой); русские потешки про кота, петуха, лису, мышей.
БЛОК №3 «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА».
ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ: формировать у детей навыки актерского мастерства, интерес к профессии актера, сценическому искусству. Воспитывать нравственно-этические качества, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
КОМПОНЕНТ ДОУ:
СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ. Задачи: знакомить с понятием «этюд»; развивать воображение детей, внимание, память, наблюдательность, умение запомнить и точнее передать зрительный образ, умение общаться в предлагаемых обстоятельствах. Развивать умение верить в любую воображаемую ситуацию.
Этюды: «Изменю себе, друзья, догадайтесь, кто же я?», «Пойми меня», «Язык жестов», «Воображаемое путешествие», «Обезьянки», «Строители», «Встреча с волком», «Медведи в клетке», «Эхо», «Чудо-лестница», «Самолет», «Веселые стихи».
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: музыкальные фонограммы: «Большие и маленькие ноги», муз. В.Агафонникова, сл. народные, «Ворон», русская народная прибаутка; загадки про эхо, лестницу, самолет.
ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ. Задачи: продолжать знакомство с понятием «этюд»; развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение, умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов; развивать эмоциональную память.
Этюды: «Покупка театрального билета», «Утешение», «Зеркало», «Изобрази эмоции», самостоятельные этюды на разное эмоциональное состояние человека.
Упражнения: «Снеговик», «Баба Яга», «Испорченный телефон», «Рифмы», «Тень»; «Узнай по носу», «Новости нашего двора», «Свинка»; «Конкурс лентяев», «Гипнотизер».
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: музыкальные фонограммы: «Народная колыбельная» (под этюды на эмоциональное состояние), «Петушок», русская народная мелодия в обработке Т.Ломовой, «Баба–Яга», муз. П.И.Чайковского.
МАРТ-МАЙ. Задачи: совершенствовать и закреплять знания детей о понятии «этюд». Продолжать учить действовать в условиях вымысла, совершенствуя актерское мастерство детей. Продолжать совершенствовать технику речи, её артикуляционную и интонационную выразительность, развивать речевое дыхание. Продолжать совершенствовать речевой аппарат, произнося фразы с различным эмоциональным настроением. Добиваться более точной передачи образа с помощью мимики и жестов. Продолжать развивать чувство ритма, координацию движений, умение согласовывать действия друг с другом. Расширить работу по ритмопластике, добиваясь пластической выразительности, музыкальности. Учить детей передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
Упражнения: на технику речи – «Ворона», «Радист», «Немой диалог»; на дикцию – «Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф»; на дыхание – «Насос», «Прямой маятник», «Боковой маятник», «Цветочный магазин», «Ручной мяч».
Театрализованная игра: «Веселый Старичок-Лесовичок».
Чистоговорки: «Сойки», «От топота копыт…»
Игра-пантомима: «Сугроб», «Медвежата».
Упражнения по ритмопластике: «Муравьи», «Буратино и Пьеро»; самостоятельные имитационные движения по заданию воспитателя под музыку; танцевальная игра с Весной под музыку П.И.Чайковского «Времена года».
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: музыкальные фонограммы: отрывок из пьесы П.И.Чайковского «Времена года», «Озорная полька», муз. Вересокиной Н.( для упражнений на ритмопластику), «Колыбельная», муз.народная (для этюдов), «Снежная песенка», муз. Д.Львова-Компонейца, «Мышки» муз. Жилинского А. (для пантомимы); чистоговорки.
БЛОК №4 «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДРАМАТИЗАЦИИ».
ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ: продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения.
КОМПОНЕНТ ДОУ:
СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ. Задачи: продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, диалогов, действий героев. Совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание вводить свои реплики. Учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему. Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям.
Сказка: русская народная сказка «Репка» в обработке Л.Поляк.
Инсценировки: импровизации детей по русской народной сказке «Репка» в классическом варианте, «Колобок» (по сюжету русской народной сказки).
Сценка: «Зайчик и ежик» (по тексту воспитателя).
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: русские народные сказки «Колобок», «Репка»; музыкальная фонограмма этюда «Зайчик», муз. С.Головина (для сценки).
ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ. Задачи: создавать положительный эмоциональный настрой детей для работы над драматизацией, участия в театрализованной игре. Продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке: находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их голосом, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразное эмоциональное состояние.
Сказка: русская народная сказка «Теремок» в обработке Л.Поляк.
Инсценировка: импровизации детей по русской народной сказке «Теремок» в классическом варианте.
Сценка: «Вежливые слова» (по стихотворению Э.Машковской).
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: русская народная сказка «Теремок»; стихотворение Э.Машковской «Вежливые слова»; музыкальные фонограммы: рус. нар. мел. «Ой, хмель, ты мой хмель» в обработке Раухверхера М. (к инсценировке), «Петушок», рус. нар. мел. в обработке Т.Ломовой.
МАРТ-МАЙ. Задачи: продолжать формировать интерес детей к работе над драматизацией. Закреплять умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Добиваться раскрытия духовного и творческого потенциала ребенка. Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке.
Сказка: «Три поросенка».
Инсценировка: «Веселые превращения» (по стихотворению В.Степанова).
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: считалка «Поросята в бубны били»; стихотворение В.Степанова «Веселые превращения»; загадки про поросенка; музыкальная фонограмма: «Озорная полька» Н.Вересокиной ( для спектакля «Три поросенка»).
БЛОК №5 «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ: формировать интерес к театральной деятельности и желание использовать свои навыки и приёмы кукловождения в самостоятельных играх.
КОМПОНЕНТ ДОУ:
СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм с использованием настольного театра
ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ. Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол театра бибабо и разыгрывать их в самостоятельной театральной деятельности.
МАРТ-МАЙ. Задачи: формировать живой интерес к овладению приемами пальчикового театра; развивать желание импровизировать с куклами театра бибабо, настольного театра, пальчикового театра, желание овладеть техническими приемами показа других видов театра.
БЛОК №6 «ТЕАТРАЛЬНАЯ АЗБУКА».
ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ: дать детям некоторые представления о мире театра.
КОМПОНЕНТ ДОУ:
СЕНТЯБРЬ-МАЙ. Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; познакомить с театром, видами театров, его историей, устройством; рассказать о некоторых театральных профессиях; знакомить с правилами поведения в театре.
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: познакомить с театром имени С.Образцова, театром – драматическим, детским музыкальным театром имени Н.Сац, детским театром зверей (рассматривание иллюстраций, просмотр фотографий некоторых актеров, видеозаписей с фрагментами некоторых спектаклей).
БЛОК №7 «ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ».
ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ: приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников, в изготовлении атрибутов. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам.
КОМПОНЕНТ ДОУ:
СЕНТЯБРЬ - МАЙ. Задачи: развивать способность спокойно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами. Воспитывать любовь и интерес к театральному искусству.
МЕРОПРИЯТИЯ : - праздник, посвященный осени «Моя подружка Осень»;
- «День Матери»;
- «Новогодний праздник»;
- «День Защитника Отечества»;
- «Праздник мам – 8 марта»;
- праздник, посвященный встрече весны;
- праздник «День Победы».
БЛОК №8 «ПРОВЕДЕНИЕ ДОСУГОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ».
ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ: организовать просмотр спектаклей, концертов, постановок кукольного театра. Учить внимательно смотреть и слушать выступления взрослых, детей, малышей, эмоционально откликаться на них. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей. Приучать активно участвовать в различных развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях.
КОМПОНЕНТ ДОУ:
СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ. Задачи: воспитывать желание посещать коллективные досуги и развлечения и желание принимать участие в них; научить благодарить и поддерживать детей, организующих досуги и развлечения.
МЕРОПРИЯТИЯ: - Первое сентября – «День знаний» (организовано взрослыми
с участием детей);
- показ настольного театра сказки «Три медведя» (показ детьми);
- показ настольного театра сказки «Три поросенка» (показ детьми);
- показ театрализованного представления по русской народной сказке «Репка» по сценарию Л.Поляк (показ детьми);
- музыкальные досуги, организованные музыкальным руководителем;
- просмотр спектаклей, организованных приглашенными артистами.
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: «Ленивый Фома» - инсценировка по стихотворению; русская народная сказка «Три медведя», «Репка».
ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ. Задачи: учить детей правильно оценивать поступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства.
МЕРОПРИЯТИЯ: - показ с помощью театра бибабо спектакля «Заюшкина избушка»
(показ детьми);
- показ кукольного спектакля «Красная шапочка» (показ детьми);
- показ театрализованного представления по сказке «Теремок» (по
сценарию Л.Поляк, показ детьми);
- музыкальные досуги, организованные музыкальным педагогом;
- просмотр спектаклей, организованных приглашенными артистами;
- «Проводы Масленицы» (организовано взрослыми с участием детей);
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: русская народная сказка «Заюшкина избушка», сказка Ш.Перро «Красная Шапочка», русская народная сказка «Теремок».
МАРТ-МАЙ. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных развлечениях.
МЕРОПРИЯТИЯ: - пальчиковый театр, сказка «Кот, Петух и Лиса» (в исполнении
детей);
- пальчиковый театр, сказка «Колосок» (в исполнении детей);
- театрализованное представление по известной сказке «Три поросенка» (в исполнении детей);
- музыкальные досуги (организованы музыкальным руководителем);
- показ спектаклей в исполнении приглашенных артистов;
- «1июня – День защиты детей» - досуг-развлечение с участием детей.
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: русская народная сказка «Кот, Петух и Лиса», «Колосок»; сказка «Три поросенка»; инсценировка по стихотворению «Три мамы» ( к празднику «День защиты детей».)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
Старшая группа.
БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ.
ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
КОМПОНЕНТ ДОУ.
ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров (настольном, бибабо, пальчиковом).
ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- о театре, театральной культуре;
- истории театра;
- устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб, сцена, партер, ложа, бельэтаж и др.);
- некоторых театральных профессиях (актер, гримёр, костюмер, режиссёр, звукорежиссёр, декоратор, осветитель, суфлёр).
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.
ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- театры города Москвы (Большой театр, им. С.Образцова (кукол), театр зверей им. Дурова, музыкальный театр им.Н.Сац);
- некоторые театральные профессии.
Подготовительная группа.
БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ.
ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли);
- разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (позы, жесты, мимика, голос, движение);
- широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров.
КОМПОНЕНТ ДОУ.
ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров (верховых кукол, бибабо, теневом театре).
ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- о театре, театральной культуре;
- театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев, дирижер и др.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста», М.2003
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициаитвного, неповторимого, культурного, активно-творческого», М. 2003
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей», Ярославль 2002
- Медведева И.Я. «Улыбка судьбы», «Роли и характеры», М. 2002
- Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных», М.2000
- Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы», Ярославль 2002
- Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе», М. 2000
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду», М.2000
- Поляк Л. «Театр сказок» СПб 2001; «Праздник каждый день (сценарии, пьесы, инсценировки, развлечения для детского сада», Ростов н/Д. 2002
- Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу», М.1999
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Театр - творчество – дети», М.1995
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» (пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений), М.2000
- Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», М.2010
- Щёткин А.В. «Театрализованная деятельность в детском саду» (для 4-5 лет, для 5-6 лет), М.2007
- Сажина С.Д. «Методические рекомендации к составлению рабочих программ для ДОУ», М.2008.
- Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева «Праздник каждый день» (музыкальные занятия для старшей группы), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2008
|