Воспитатель - это призвание!

Воскресенье, 19.05.2024, 22:58

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2016 » Июнь » 5 » Проект "Как люди на Руси жили!?"
23:26
Проект "Как люди на Руси жили!?"

Краткосрочный проект.                       

ТЕМА: «Как люди на Руси жили! (Мастерство, обычаи и традиции русского народа)».

Тип проекта:  информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, логопед, музыкальный работник ДОУ.

Срок выполнения: 2-5 неделя марта.

Длительность проекта: 1 месяц.

Цель проекта: формировать представления дошкольников о народных умельцах России, их таланте и мастерстве; народных традициях и обычаях русского народа.  Воспитывать любовь и уважение к своей стране и её истории.

Задачи проекта: дать детям знания об истории, культуре, традициях своей страны; развивать чувство собственного   достоинства как представителя своего народа; развивать нравственные качества личности, такие как гордость за свою Родину, людей, которые живут рядом с нами; развивать интерес к народному творчеству, таланту и мастерству русских умельцев, к народным обычаям и традициям, существовавшим на Руси и имеющим свое продолжение и в наши дни. Развивать  творческие способности дошкольников, их эстетические чувства; формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; воспитывать чувство патриотизма, уважение к своему народу, понимание национальных особенностей.

                                               Актуальность проекта.     

     «Никто не сможет стать сыном своего народа, если он не проникся теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры. Культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие» - писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.

      Практика работы показывает, что существует проблема отторжения своей отечественной культуры и проявления малого интереса к своим национальным корням. «Чем дальше в будущее входим, тем меньше мы о прошлом говорим…». Эти слова очень подходят к современной семье. Поэтому, разрабатывая данный проект, я поставила цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста любовь к Родине, народной культуре и традициям своего народа. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с народным творчеством, с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо  с малых лет. Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п.  очень поверхностно.   Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

      Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Новизна проекта.

Заключается в деятельном  подходе к формированию понятий о русских народных традициях, русском быте, народном творчестве, народных обрядовых праздниках на основе  создания предметно-развивающей среды с использованием макетирования, игрового фольклора, драматизации русских народных сказок, создания предметов и их декорирования по мотивам русских народных промыслов; формирования умения использовать полученные знания по теме, изобразительно-выразительные и технические умения в самостоятельных и коллективных замыслах; новизной также является совершенствование традиционных приемов и методов; поиск, разработка и внедрение современных инновационных, более эффективных  подходов к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

      Проблематизация.

      Во время бесед с детьми я уточняла, что же известно детям о старинной Руси. Ставила перед детьми  следующие проблемные вопросы: как жили русские люди? Во что они одевались? Как отдыхали и работали? Какие народные промыслы существовали на Руси? Каким образом они сохранились до настоящих времён? Как русские люди соблюдали обычаи? Какие обычаи и традиции русских людей вы знаете? Каким образом был организован быт людей? Чем они украшали свой быт? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам и правнукам? Какие народные игры вам известны? Как сохранить русские игры, обычаи и традиции? Цель этих бесед - желание понять и определить объём имеющихся у детей знаний по теме проекта. Результатом проведенных бесед явилось осознание того, что у детей есть определённый объем знаний по теме проекта, но эти знания необходимо укреплять и расширять, больше знакомить детей с народными традициями своих предков.

Целеполагание.

      Во время бесед дети показали определённый объем знаний по теме «Как люди на Руси жили», так как, начиная с младшего возраста, я осуществляла проектную деятельность по приобщению детей к народной культуре, народному быту. Дети рассказывали о традициях чаепития у самовара, укладывании младенцев спать в колыбели под пение колыбельных песен; вспоминали об укладе народного быта и русской избы, народных промыслах. В то же время стало понятно, что дошкольники ещё недостаточно знают  о русском жизненном укладе, не со всеми народными промыслами России они познакомились, практически мало что известно о народных праздниках, недостаточно знают народных игр.  В результате бесед я поставила перед собой  цель -  осуществить работу по проекту «Как люди на Руси жили», чтобы продолжать формировать знания детей по этой тематике.

Планирование.

      В результате проведенных бесед и обсуждений дети совместно с воспитателем пришли к выводу, что они продолжат знакомство с историческим прошлым своей страны, познакомятся с неизвестными им народными промыслами русских мастеров (Гжельским, Полхов-Майданским), познакомятся с  традиционными народными праздниками (Рождеством, Пасхой, Масленицей, Троицей), народными играми; русскими народными костюмами; обычаями русского гостеприимства, больше узнают о традиционных русских посиделках осенними и зимними вечерами с их гаданиями, пением мудрых народных песен, во время которых пряли, вышивали и т.д. Дети проявили желание знакомиться с художественной литературой по данной теме, продолжить знакомство с русским народным фольклором, народным пением, рассматривать иллюстрации, картины русских художников о жизни русских крестьян; высказали желание смотреть видеофильмы, слайд-шоу по данной теме; продолжать изучать экспонаты мини-музея; пожелали посетить городской историко-краеведческий музей, чтобы ближе познакомиться с традициями предков своего города.

Предполагаемый результат: дети расширяют свои знания и продолжают  формировать  представления об историческом прошлом своей страны: мастерстве народных умельцев; обустройстве русского народного быта и избы, народных костюмах. Закрепляют свои знания о некоторых известных обычаях – чаепитие у самовара. Знакомятся с  обычаем укладывания ребёнка спать под колыбельные песни; с устройством колыбели и историей её возникновения и преображения; текстом колыбельных и учатся их петь.  Приобщаются к проведению русских посиделок. Закрепляются знания детей об устном народном творчестве (потешках, загадках, закличках, пословицах); они приобщаются к театрализованной деятельности на примере русских народных сказок. Дети упражняются в продуктивной деятельности на основе народного творчества; знакомятся с методами изготовления русских народных кукол (кувадка, закрутка); приобретают новые знания о некоторых традиционных народных праздниках; знакомятся с новыми  народными играми и закрепляют навык игры  в них. Совершенствуется физическое развитие детей; продолжает формироваться их художественно-эстетический вкус, развивается эмоциональная сфера. У детей совершенствуется формирование патриотических чувств, гордости за свой народ,  свою страну, её историю, таким образом воспитывается  любовь к Родине. Продолжают совершенствоваться и развиваться  социально-коммуникативные навыки детей. Совершенствуется связная диалогическая и монологическая речь; развивается интонационная выразительность во время чтения стихов, творческие способности детей во время драматизаций и инсценировок. Укрепляется сотрудничество между взрослыми (родителями, воспитателями, узкими специалистами) и детьми.

                                           1 этап – подготовительный.

Реализация плана.

Организация проектной деятельности: организация и создание предметно-развивающей среды в соответствии с темой проекта; дальнейшее пополнение и расширение  мини-музея в группе (подбор экспонатов, местонахождение, доступность, идейное воплощение, соответствие возрастным критериям);  вдумчивый подбор и использование  художественной литературы, иллюстрированного материала, организация тематических книжных выставок по теме проекта; использование инновационных технологий, технических средств (проектор, ноутбук); составление и показ тематических презентаций; дальнейшая взаимопосещаемость групповых мини-музеев МАДОУ;  периодическая организация выставок предметов народно-прикладного искусства и народного быта;  тематическая продуктивная деятельность во  время НОД и самостоятельной деятельности детей; организация выставок детских работ; привлечение родителей к помощи  в  создании центра народного быта (макет русской избы, колыбель, ширма-домик и т.д.), расширении мини-музея; к организации выставки народных кукол. Организация и проведение просветительской работы среди родителей (консультаций).

     Изготовление альбомов: «Детская колыбель. История преображения»; музыкального альбома «Детские колыбельные песни»; «Русский национальный костюм»; «Народная игрушка»; различных альбомов по ознакомлению с устным народным творчеством: «Русская потешка», «Народные загадки», «Герои русских сказок».

     Изготовление дидактических игр: «Собери матрёшку», «Составь узор», «Педбери пару носочкам», «Укрась матрешку узором».

     Изготовление и работа с леп-буком.

     Создание макета «Русской избы». 

     Изготовление детской колыбели для кукол.

     Изготовление ширмы-домика (украшенного в стиле городецкого народного промысла) для сюжетно-ролевых игр в обстановке предметно-развивающей среды.

                                        2 этап – деятельностный.

     Проведение тематических выставок  художественной литературы для ознакомления с русской народной культурой для детей и родителей.

     Регулярная организация выставок продуктивной деятельности детей по народному творчеству: «Украшаем русские костюмы», «Укрась матрешку полховским узором», «Эта волшебная гжель», «Городецкие мотивы», «Расписные самовары», «Лепим из солёного теста», «Вылепи народную игрушку». Организация выставки «Русские народные куклы» (кувадка, закрутка).

                                Работа с родителями (в течение года):

  1. Проведение анкетирования на тему «Как воспитывать патриотизм?» (анкеты прилагаются).
  2. Организация и проведение «Круглого стола» для родителей по теме: «Способы и методы ознакомления детей с русским фольклором».
  3. Проведение родительского собрания «Чаепитие у самовара» ( с проведением анкетирования). Тема: - «Роль народных традиций в семейном воспитании».
  4. Проведение анкетирования по теме: «Приобщение к народным традициям» (анкеты прилагаются).
  5. Дальнейшее привлечение родителей к обогащению мини-музея «Моя большая и малая Родина» (наполнение экспонатами народного быта).
  6. Организация и привлечение родителей к изготовлению макета «Русской избы».
  7. Привлечение родителей к помощи в изготовлении и создании сюжетно-ролевой игры «Библиотека», к пополнению книжного фонда по теме данного проекта.
  8. Привлечение родителей к участию в выставках продуктивной деятельности по народному творчеству.
  9. Организация помощи родителей в проведении экскурсии в городской историко-краеведческий музей.
  10. Приглашение родителей на «Неделю открытых дверей» для знакомства с работой по реализации проектной деятельности.

        Проведение консультаций  для родителей на следующие темы:

    - «Роль родителей в возрождении русских традиций». 

    - «Наша добрая матрёшка» (в информационный уголок).      

    - «Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с народным бытом».

    - «Старинные семейные обычаи».

    - «Приобщение детей к истокам народных игр».                  

    - «Обычаи и праздники русского народа».                              

    - «Воспитание детей на традициях народной культуры».     

    - «Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской национальной культуре».     

    - «История русского народного костюма».

    - «Ознакомление с гжельской керамикой»; «Городецкий народный промысел. История зарождения».

    - «История полхов-майданского промысла».

    - «Воспитательное и обучающее значение колыбельной песни в развитии личности ребёнка».

    - «Как укладывать ребёнка спать».

    - «Первый дом младенца».

    - «Колыбельные песни – первый учебник жизни для ребёнка».

    - «Что мы знаем о колыбели?».  «Об истории детской колыбели и люльки».

                                                 МОНИТОРИНГ.

Ребёнок может уметь: различать и узнавать русскую народную культуру.

Ребёнок может знать:

                                           - название жанров русского народного искусства;

                                           - название русских  народных промыслов;

                                           - название народных игр;

                                           - название народных праздников;

Ребёнок может иметь представление:

                                           - о значимости русского народного искусства в мировой                                                истории;

                                           - о значимости русского человека в мировой истории;

                                           - о русской народной культуре как важной составляющей                                              мировой цивилизации.

                               Темы НОД, реализуемые в проекте:

                     2 неделя.

Рисование  декоративное "Голубое чудо гжели".

Аппликация декоративная  "Украсим самовар гжельским узором".

Познание (ФКЦМ) "Традиция чаепития".

Познание (РПИД). Ручной труд "Изготовление посуды".

Интегрированное мероприятие "Сладкий стол "Чаепитие у самовара",

                     3 неделя.    

Рисование  декоративное "Украшение чайника гжельским узором".

Лепка  декоративная "Наш чайник расписной".

Познание (ФКЦМ). "Рассказ воспитателя "История полхов-майданского промысла".

Познание (РПИД). Ручной труд "Изготовление мебели (для макета русской избы)".

Коммуникация. "Беседа "Что ты знаешь о Полхов-майдане?"

Рисование декоративное "Укрась сарафан матрёшки".

                     4 неделя.

Рисование декоративное "Украшение силуэта колыбели полховским узором",

Аппликация "Колыбель для младенца".

Познание (ФКЦМ) "Рассказ воспитателя "Знакомим детей с колыбельной песней".

Познание (РПИД). Ручной труд. "Изготовление куклы кувадки".

Интегрированное мероприятие: русские посиделки "Весела была беседа".

                     5 неделя.

Рисование декоративное "Мы - народные мастера",

Лепка декоративная "Вылепим народную игрушку".

Познание (ФКЦМ): рассказ воспитателя "Традиции русского народа".

Познание (РПИД). Ручной труд. " Бабушкина кукла: платье крою на куклу свою"(изготовление куклы закрутки).

Итоговое интегрированное мероприятие "Традиции русского народа: фольклорный праздник "Троица".

 

 

 

 

Просмотров: 2458 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июнь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930