Краткосрочный проект . ТЕМА: «Приобщение к народному быту» («Знакомство с самоваром»).
Тип проекта: информационный.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок выполнения: третья неделя марта 2014 года.
Цель проекта: формирование патриотических чувств и любви к Родине через знакомство детей с национальными традициями и народным бытом.
Аннотация проекта. «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это воспитание чувства гордости и любви к родному городу, своей стране, культурному достоянию своего народа, его национальным традициям, воспитание живого интереса к истории народных промыслов, русского быта и национальных обычаев. Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, историю и культуру своей страны. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Необходимо донести до понимания дошкольников все виды народного искусства, особенности старославянской речи, традиции и обычаи русского народа, прикоснуться к изучению старинного быта и семейного уклада, интерьера русской избы.
Проблематизация. Воспитатель обсуждает с детьми понятия «страна», «русский», «Россия». Рассказывает о России. Расспрашивает о том, как обустроен быт детей дома. Уточняет, знают ли они, как жили русские люди в России много лет назад, как выглядели их дома, как они назывались, какие предметы интерьера находились у них в избах.
Целеполагание. Детям была предложена картина с изображением обустройства и интерьера русской избы. Дошкольники заинтересовались изображением, стали проявлять любознательность и задавать вопросы. Возник интерес к картине. В результате посещения мини-музея группы дети продолжали проявлять интерес к предметам старинного быта ( особенно их заинтересовал самовар). Беседы с ними показали, что дети не знают ничего о жизни русских людей в стародавние времена. Отсутствуют знания о названиях предметов старинного интерьера, обычаев (например, чаепитие у самовара).
Планирование. В результате проведенных бесед и обсуждений дети совместно с воспитателем пришли к выводу о том, что они хотели бы больше узнать о жизни в старинной России (на Руси). Просили рассказать о некоторых обычаях, познакомить с предметами интерьера. Проявляли желание продолжать рассматривать картины, знакомиться с иллюстра-циями, разглядывать экспонаты мини-музея, слушать рассказы воспитателя, чтение книг, посмотреть мультфильмы, заниматься продуктивной деятельностью. По предложению воспитателя захотели организовать совместное с родителями чаепитие «У самовара». Родителям была предложена анкета для заполнения по теме «Как вы воспитываете чувство любви к своей Родине?». Воспитатель предложил организовать беседу-обсуждение на эту тему во время сладкого стола «У самовара».
Реализация плана.
Организация проектной деятельности: создание мини-музея в группе (подбор экспонатов, местонахождение, доступность, идейное воплощение, соответствие возрастным критериям); подбор и использование художественной литературы, иллюстрированного материала; использование инновационных технологий, технических средств; взаимопосещаемость групповых мини-музеев МАДОУ; организация выставок предметов народно-прикладного искусства и народного быта; тематическая продуктивная деятельность.
Работа с родителями (в течение года):
1. Проведение «круглого стола» на тему «Актуальность темы патриотического воспитания дошкольников».
2. Проведение анкетирования среди родителей:
- Нужно ли приобщать детей к ознакомлению с народным бытом?
- С какого возраста нужно это делать?
- С чем, по Вашему мнению, нужно знакомить детей?
- Проводите ли Вы эту работу дома?
- Поможет ли это формировать патриотические чувства и укрепить чувство гордости и любви к Родине?
3. Проведение консультации на тему «Создание группового мини-музея».
4. Привлечение родителей к организации мини-музея «Моя большая и малая Родина».
5. Приглашение родителей на открытые занятия по проектной деятельности; для участия в беседах; в проведении конкурсов рисунков.
Предполагаемый результат: дети получают первоначальные знания о народном русском быте и некоторых традициях и обычаях. У детей формируются патриотические чувства, появляется гордость за свой народ, за свою страну, любовь к Родине. Укрепляется сотрудничество между родителями и детьми. Продолжают совершенствоваться и развиваться коммуникативные навыки детей.
|