Воспитатель - это призвание!

Воскресенье, 19.05.2024, 16:02

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2015 » Январь » 15 » "ПЕРВЫЙ ДОМ МЛАДЕНЦА" (Консультация о колыбели).
23:05
"ПЕРВЫЙ ДОМ МЛАДЕНЦА" (Консультация о колыбели).

     Качающаяся колыбель, вперед-назад, вверх-вниз – это ритм развивающейся маленькой жизни. Ритм, связанный с биением сердца, с засыпанием и пробуждением, со сменой дня и ночи, с цикличным движением светил и космических тел. Ритм, успокаивающий и дающий сон. Ритм, несущий  информацию о самом главном в мироздании. Ритм вечный и всеобъемлющий, как сама жизнь.

 

     Колыбели известны всем народам мира от знойного юга до сурового севера. Изготавливались они из самых разных материалов – дерева (долбленые, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). Семейный уклад складывался в разных культурах веками, и каждая местность имела свои традиции в пестовании младенцев. Детскую кроватку называли по-разному: зыбка, колыбелька, зибка, люлька, качалка, баюколка, колыска. «Что ревет дитятко, аль никто не зыблет его?» - так говорили ни Русском Севере. Традиции народа, выработанные многими столетиями и проверенные многими поколениями, имеют не только этнографическую, культурную, но и социально-психологическую ценность. Мы постоянно обращаемся к «народной мудрости», интерпретируя её как интуитивное угадывание открытых позднее закономерностей.

 

                              ПЕРВЫЙ ДОМ МЛАДЕНЦА.

     В русской деревне колыбель воспринималась как первый дом младенца на его пути из «иного мира» в мир людей. Если была возможность, зыбку заказывали настоящему мастеру-люлечнику, который творил вещь с особым умением, с любовью и молитвой. Процесс изготовления зыбки представить не очень трудно. Из сухих тонких (лучше – еловых) дощечек сколачивался встык, без гвоздей, неглубокий ящик (короб). Дном служили  мешковина или домотканина. Крепилось полотнище прочно: по низу  дощечек просверливались дырочки, которые и давали возможность сшивать ткань и дерево. Люльку украшали резьбой, росписью. На них изображали древо жизни, солярные знаки, различные бытовые сценки и, конечно же, обереги. Будущая мама готовила полог  на зыбку: подбирала ткань и украшала её вышивкой, аппликацией, кружевом. Красивая люлька была предназначена не только баюкать младенца, но и радовать родителей, чтобы они еще больше наполнялись любовью к своему дитяти, вдохновлялись на уход за ним и его воспитание.

 

                     ПОД ПОКРОВОМ НЕБЕСНЫХ СИЛ.

     Младенца укладывали в колыбель обычно через два-три дня после рождения, а в некоторых семьях лишь после крещения. До этого времени он спал в лукошке на печи или в постели матери. Первое укладывание младенца в колыбель сопровождалось различными магическими действиями, которые по распространенному среди крестьян убеждению, должны были способствовать здоровью и спокойствию  младенца, защищать его от бед и нечистой силы. К приему нового «жильца» колыбель тщательно готовили: окропляли с молитвой святой  водой, привешивали иконку или крестик, окуривали ладаном, читали заговор, например, такой: «Тихон, утиши, смирниха, усмири, щекотун, не щекоти». Для защиты от нечистой силы под матрас или солому клали нож или ножницы, для сна и спокойствия – свиной хрящик или сон-траву. Иногда перед тем, как уложить младенца в колыбель, клали в нее кота, чтобы он принял на себя все несчастья, которые могли обрушиться на ребенка. В православной России наряду с колыбельными, зачастую наполненными языческими образами, над ребенком читали и пели молитвы, которые не только успокаивали дитя, но и освящали его душу.

     Колыбель, закрытая пологом, подвешенная к потолку, была удобным приспособлением как для ребенка, так и для остальных членов семьи. Она не занимала много места, была удобным приспособлением как для ребенка, так и для остальных членов семьи. Она не занимала много места, была удобна для усыпления младенца и позволяла в какой-то степени изолировать его от семьи, располагавшейся в той же избе. Обычай подвешивать колыбель, столь широко распространенный у русских, объяснялся, как считают ученые, не только стремлением к рациональному размещению большого количества людей на малом пространстве избы, но и мифологическими представлениями, сохранявшимися русскими крестьянами  от древних времен. Представлялось, что младенец, уложенный в люльку, подвешенную над полом, как бы отрезан от «иного мира», из которого он прибыл в «наш мир». Если новорожденного положить в кроватку, стоящую на полу или на земле, то неведомая сила может забрать его у людей и вернуть его в свой мир. В колыбельке же, своем временном доме, младенчик должен чувствовать себя в полной безопасности. Верили, что приподнятый над полом ребенок находится под покровом небесных сил. Считалось также, что в состоянии приподнятости ребенок растет лучше и развивается быстрее.

 

                ПЕРВЫЕ ПОЗНАНИЯ И ОТКРЫТИЯ МИРА.

     Какое же значение имела колыбель для развития младенца? Если он учился в колыбели, то чему? Чтобы получить ответы на эти вопросы, следует понять, где помещается люлька и каким образом она движется при раскачивании. Она совершает плавные и ритмичные движения по направлению «вверх-вниз», «вправо-влево», «назад-вперед».

     Ребенок, лежащий в раскачиваемой люльке, воспринимает не только «прикосновения» люльки снизу, но и поочередное разнонаправленное ее «прикосновение» во всех направлениях. При этом младенец ощущает и свое пространственное перемещение по всем доступным люльке направлениям, что также является для него способом познания мира. Тем самым он подсознательно осваивает все три вектора трехмерного пространства в их гармонии (длина, ширина, высота) и исподволь готовится к тому, что сам в ближайшем будущем должен будет в таком пространстве ориентироваться.

     Подобно ритму раскачивающейся люльки, ритмичное звуковое («речевое») «раскачивание» происходит и во время исполнения колыбельной песни, когда голос совершает движение по звукоряду то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-баю», «люли-люли-люли» и т.п.

     Традиционно колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки – в такт друг другу. Помимо этого размеренность колыбельных песен совпадает (или стремится совпасть) с ритмическим рисунком (частотой) пульса  и дыхательных движений, своим гармоничным ритмом оказывая на ребенка мощное успокаивающее и усыпляющее действие.

     У исследователей русского фольклора есть такое понятие, как «поэзия пестования», или материнская поэзия, которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. От того, какие песни пела ребенку мать и пела ли их она вообще, во многом зависел характер маленького человека, его физическое и душевное здоровье (в том числе степень его психологической устойчивости) на протяжении всей его будущей жизни. Кроме того, в колыбельных песнях зашифрованы уникальные знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти ребенка (дети, у которых генетическая память не «разбужена», медленнее развиваются и гораздо труднее адаптируются в социуме).

     Колыбельная песня была рассчитана на память младенца, еще не способного к прочному запоминанию словесной информации. Отсюда различного рода повторы звуковых сочетаний, слогов, отдельных слов и их цепочек в одной колыбельной. Давно замечено, что малыш, которому поют колыбельные песни, раньше начинает «гукать» и упражнять свои голосовые связки – необходимый инструмент для реализации речевой функции.

     Колыбель служила человеку и самой первой ограничительной сферой, вскоре сфера эта расширялась до величины избы, и вдруг однажды мир открывался  ребенку во всей широте и величии. Деревенская улица уходила далеко в зеленое летнее или белое зимнее поле. Небо, дома, деревья, люди, животные, снега и травы, вода и солнце и сами по себе никогда не были одинаковыми, а их разнообразные сочетания сменялись ежечасно, иногда и ежеминутно.

Просмотров: 599 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031