Цель: продолжать формировать дальнейшие представления детей о своём Отечестве, о народных традициях и поверьях русского народа.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Познавательное развитие: Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре. Уточнять знания о разнообразных названиях домового, значении этого образа, о предназначении оберегов. Формировать элементарные представления об истории человечества через реконструкцию образа жизни русских людей в древней Руси. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие: продолжать формировать интерес к народным традициям и обычаям через использование элементов театрализованной деятельности, слушание шуточных песен и народных мелодий.
Физическое развитие: продолжать формировать у детей потребность в двигательной активности; привлекать к участию в шуточных народных играх, развивать согласованность движений, активность и чувство коллективизма.
Речевое развитие: способствовать развитию связной речи; упражнять в диалогической речи; совершенствовать грамматический строй речи, образовывая уменьшительные формы слов; активизировать словарь детей, показывая пример использования в речи устаревших слов и выражений. Активизировать в речи детей использование вежливых слов в необходимых ситуациях. Развивать интонационную выразительность в повествовательной речи детей.
Предполагаемый результат: дети знакомятся с народными традициями (празднованием именин), поверьями (о существовании домового, использовании оберегов); приобщаются к театрализованной деятельности; воспитывается чувство уважения, вежливого обращения с окружающими; упражняются в народных играх; активизируется словарный запас и формируется грамматически правильная связная речь.
Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная.
Формы организации совместной деятельности: слушание народной мелодии, шуточной песни, рассказа воспитателя; диалог с воспитателем; театрализованный момент; народные п/и; рассматривание оберегов.
Предварительная работа: изготовление оберегов; слушание народных песен и мелодий; использование народных п/и; посещение мини-музея; знакомство с предметами народного быта; чтение и слушание аудиозаписей, рассказывание произведений устного народного творчества; слушание народных колыбельных песен; рассматривание альбома «Русский народный костюм»; знакомство с предметами народного творчества.
Словарная работа: именины, легенда, «горный дух», нерадивый; домовой – дедко, доможил, батанушка, господарик, хатник, хованец; оберег.
Материал к НОД: предметы народного быта для «избы», костюм для Хозяйки, угощение для детей, природные обереги, ширма, домовёнок Кузя (игрушка), платок (для игры в «Жмурки»), магнитофон и аудиозапись народных мелодий в исполнении балалайки.
Методические приёмы:
Словесные: беседа, рассказ, обобщение, вопросы, ответы, шуточная песня домовёнка, слушание народной мелодии.
Наглядные: использование театрализованного момента; рассматривание оберегов.
Практические: физминутка: шуточная народная игра «Аюшки»; народная п/и «Жмурки».
ХОД НОД:
- Организационный момент.
Группа украшена и стилизована под русскую избу. Дети рассаживаются на банкетках под мелодию русской народной музыки.
Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие, милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость!
Ребёнок: - Мир вашему дому, здоровья всем!
Хозяйка: - Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостью красное место? Я вас угощу медовым пряничком да сахарным петушком. У нас сегодня праздник.
- Основная часть.
Ребенок: - Хозяйка, а что за праздник?
Хозяйка: - Слушайте мои голубчики, сегодня именины у Кузи, нашего любимого домового Кузи. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись? (ответы детей).
Хозяйка (обобщение): - В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, дома, горы. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесах – лесовики, в воде – водяной, а в доме – домовой.
Хозяйка: -А что делает домовой, чем он занимается? (ответы детей).
Хозяйка (обобщение): - Домовой защищает от всего плохого: дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми. Где в доме обычно живёт домовой? (ответы детей).
Хозяйка (обобщение): Он любит жить на печке или за печкой, в лапте или в бане. Молодцы! Вы такие умные!
- А я вот знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовёт своего домового по-своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а ещё как, кто-нибудь знает?
(Ответы детей): - Доможил, батанушка. Если он маленький – домовёнок.
Хозяйка: Правильно. Другие народы зовут его по-другому:
- украинцы – домовой дед;
- белорусы – господарик, хатник;
- поляки – хованец.
- В нашем доме, как я уже сказала, живёт домовой Кузя. Он, как и вы, ещё маленький, он домовёнок.
Раздаётся стук за печкой.
Хозяйка высказывает предположения, что кто-то пришёл и предлагает детям вежливыми словами пригласить в гости гостя войти. Однако никто не появляется. Ситуация повторяется трижды. Дети высказывают самые разные предположения, кто же это может быть. Хозяйка предлагает пригласить невидимого гостя самыми вежливыми и добрыми словами, которые ребята только знают.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ МОМЕНТ:
В ответ на печке – ширме появляется Кузя.
Кузя поёт весёлую песенку:
Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит,
А вообще он удалой,
Самый лучший в мире домовой.
Самый лучший в мире домовой.
Физминутка.
Кузя прячется и затевает с детьми игру «Аюшки».
Дети (кричат): Кузя!
Кузя: Аюшки!
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки!
Дети: Что принёс?
Кузя: Оладушки!
Дети: Где же они?
Кузя: Под лавкой!
Дети: Экий, Кузя, ты чудак?
Кузя: А вы, детки, как
Дети: А мы бы оладушки на стол положили, да и съели.
Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется.)
Дети: Кузя!
Кузя: Аюшки! (выглядывает)
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки!
Дети: Что принёс?
Кузя: Сапожки!
Дети: Где они?
Кузя: А, я сделал, как Вы велели: на стол поставил и съел. Вот здорово! Я ведь действительно очень хороший.
Хозяйка: Конечно! Только какой же ты домовёнок если в детском саду живёшь! Дети, подумайте, как можно назвать домового Кузю?
Дети: Садовёнок.
Кузя: Ой, мне нравится. Я садовёнок Кузя!
Хозяйка и дети: Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилища оберегаете. Это правда?
Кузя: Правда! Правда! Мне помогают обереги, с давних времён люди свои дома украшали оберегами из природного материала.
Хозяйка: - В этой волшебной шкатулке лежат обереги. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-то злого, нехорошего.) В этой шкатулке много чего лежит. Расскажите, что означают и от чего оберегают эти предметы?
(Дети достают из шкатулки обереги и рассказывают.)
- Кукуруза - здоровье детей,
- Перец - защищает от ссор в семье,
- Чеснок, лук – отгоняет нечистую силу,
- Горох, фасоль, бобы – чтобы в доме всегда был достаток.
Хозяйка: - Ягоды рябины, шиповника оберегают женскую, (девичью) красоту, молодость.
- Ой, ребята, совсем забыла, ведь у садовёнка Кузи - именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, подарки, угощенье. Кузя, какая у тебя любимая игра?
Кузя: Мне нравится игра в «Жмурки». Давайте поиграем (завязывают глаза и достают колокольчик).
Дети играют в народную п/и «Жмурки».
Кузя: Спасибо вам за игру!
Хозяйка: На именины подарки дарят. Кузя, тебе ребята своими руками сделали оберег – бусы из кукурузы - чтобы защищали тебя и укрепляли твоё здоровье.
Кузя: А, я вам подарю веточку рябины, чтобы она оберегала вашу красоту.
Хозяйка: Какие же именины бывают без угощений. (Угощает детей и садовёнка сахарным петушком и пряниками.)
- Итоговая часть НОД.
Хозяйка: - Вот и закончился наш праздник. Кто помнит, какой праздник был у нас? (именины садовёнка-домовёнка Кузи). А кто же это, домовой? Какие еще предметы помогали русским людям и защищали их избы? Теперь вы знаете, какие традиции и обычаи соблюдали и чтили русские люди в давние времена.
- До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.
Дорогим гостям, милым, детушкам.
Мы всегда рады!
|