Воспитатель - это призвание!

Воскресенье, 19.05.2024, 15:02

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2016 » Март » 13 » Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В гости к хозяюшке" (по ознакомлению с народными традициями).
20:11
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В гости к хозяюшке" (по ознакомлению с народными традициями).

Цель: продолжать формировать дальнейшие представления детей о своём Отечестве, о народных традициях и поверьях русского народа.

        Задачи НОД:

Основная образовательная область.

Познавательное развитие: Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре. Уточнять знания о разнообразных названиях  домового, значении этого образа, о предназначении оберегов. Формировать элементарные представления  об истории человечества через реконструкцию образа жизни русских людей в древней Руси. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;   физическое развитие.

Задачи образовательных областей: 

Художественно-эстетическое развитие:  продолжать формировать интерес к народным традициям и обычаям через использование элементов театрализованной деятельности, слушание шуточных песен и народных мелодий.

Физическое  развитие:   продолжать формировать у детей потребность в двигательной активности; привлекать к участию в шуточных народных играх, развивать  согласованность движений, активность и чувство коллективизма.

Речевое развитие: способствовать развитию связной речи; упражнять в диалогической речи; совершенствовать грамматический строй речи, образовывая уменьшительные формы слов; активизировать словарь детей, показывая пример использования в речи устаревших слов и выражений. Активизировать в речи детей использование вежливых слов в необходимых ситуациях. Развивать интонационную выразительность в повествовательной речи детей.

Предполагаемый результат: дети знакомятся с народными традициями (празднованием именин), поверьями (о существовании домового, использовании оберегов); приобщаются к театрализованной деятельности; воспитывается чувство уважения, вежливого обращения с окружающими; упражняются в народных играх; активизируется словарный запас и формируется грамматически правильная связная речь.

Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная.

 

Формы организации совместной деятельности: слушание народной мелодии,  шуточной песни, рассказа воспитателя;  диалог с воспитателем; театрализованный момент; народные п/и; рассматривание оберегов.

Предварительная работа: изготовление оберегов; слушание народных песен и мелодий; использование народных п/и; посещение мини-музея; знакомство с предметами народного быта; чтение и слушание аудиозаписей, рассказывание произведений устного народного творчества; слушание  народных колыбельных песен; рассматривание альбома «Русский народный костюм»; знакомство с предметами народного творчества.

Словарная работа:  именины, легенда, «горный дух», нерадивый; домовой – дедко, доможил, батанушка, господарик, хатник, хованец; оберег.

 Материал к НОД: предметы народного быта для «избы», костюм для Хозяйки, угощение для детей, природные обереги, ширма, домовёнок Кузя (игрушка), платок (для игры в «Жмурки»), магнитофон и аудиозапись народных мелодий в исполнении балалайки.

 Методические приёмы:            

 Словесные: беседа, рассказ, обобщение, вопросы, ответы, шуточная песня домовёнка, слушание народной мелодии.

Наглядные: использование театрализованного момента; рассматривание оберегов.

Практические:  физминутка: шуточная народная игра «Аюшки»; народная п/и «Жмурки».

 

                                                ХОД НОД:

  1. Организационный момент.

 

     Группа украшена и стилизована под русскую избу. Дети рассаживаются на банкетках под мелодию русской народной музыки.

Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие, милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость!

Ребёнок: - Мир вашему дому, здоровья всем!

Хозяйка: - Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостью красное место? Я вас угощу медовым пряничком да сахарным петушком. У нас сегодня праздник.

  1. Основная часть.

Ребенок: - Хозяйка, а что за праздник?

Хозяйка: - Слушайте мои голубчики, сегодня именины у Кузи, нашего любимого домового Кузи. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись? (ответы детей).

Хозяйка (обобщение): - В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, дома, горы. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесах – лесовики, в воде – водяной, а в доме – домовой.

Хозяйка: -А что делает домовой, чем он занимается? (ответы детей).

 Хозяйка (обобщение): - Домовой защищает от всего плохого: дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми. Где в доме обычно живёт домовой? (ответы детей).

Хозяйка (обобщение): Он любит жить на печке или за печкой, в лапте или в бане.  Молодцы! Вы такие умные!

- А я вот знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовёт своего домового по-своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а ещё как, кто-нибудь знает?

(Ответы детей): - Доможил, батанушка. Если он маленький – домовёнок.

Хозяйка: Правильно. Другие народы зовут его по-другому:

- украинцы – домовой дед;

- белорусы – господарик, хатник;

- поляки – хованец.

- В нашем доме, как я уже сказала, живёт домовой Кузя. Он, как и вы, ещё маленький, он домовёнок.

                                       Раздаётся стук за печкой.

     Хозяйка высказывает предположения, что кто-то пришёл и предлагает детям вежливыми словами пригласить в гости гостя войти. Однако никто не появляется. Ситуация повторяется трижды. Дети высказывают самые разные предположения, кто же это может быть. Хозяйка предлагает пригласить невидимого гостя самыми вежливыми и добрыми словами, которые ребята только знают.

                        ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ МОМЕНТ:

                В ответ на печке – ширме появляется Кузя.

                              Кузя поёт весёлую песенку:

        Домовой за печкой жил,

        С ребятишками дружил,

 Он хозяйке помогал,

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит,

Иногда слегка ворчит,

А вообще он удалой,

Самый лучший в мире домовой.

Самый лучший в мире домовой.

              Физминутка.

              Кузя  прячется и затевает с детьми игру «Аюшки».

Дети (кричат): Кузя!

Кузя: Аюшки!

Дети: Где ты был?

Кузя: У бабушки!

Дети: Что принёс?

Кузя: Оладушки!

Дети: Где же они?

Кузя: Под лавкой!

Дети: Экий, Кузя, ты чудак?

Кузя: А вы, детки, как

Дети: А мы бы оладушки на стол положили, да и съели.

Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется.)

Дети: Кузя!

Кузя: Аюшки! (выглядывает)

Дети: Где ты был?

Кузя: У бабушки!

Дети: Что принёс?

Кузя: Сапожки!

Дети: Где они?

Кузя: А, я сделал, как Вы велели: на стол поставил и съел. Вот здорово! Я ведь действительно очень хороший.

Хозяйка: Конечно! Только какой же ты домовёнок если в детском саду живёшь! Дети, подумайте, как можно назвать домового Кузю?

Дети: Садовёнок.

Кузя: Ой, мне нравится. Я садовёнок Кузя!

Хозяйка и дети: Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилища оберегаете. Это правда?

Кузя: Правда! Правда! Мне помогают обереги, с давних времён люди свои дома украшали оберегами из природного материала.

Хозяйка: - В этой волшебной шкатулке лежат обереги. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-то злого, нехорошего.) В этой шкатулке много чего лежит. Расскажите, что означают и от чего оберегают эти предметы?

(Дети достают из шкатулки обереги и рассказывают.)

- Кукуруза - здоровье детей,

- Перец - защищает от ссор в семье,

- Чеснок, лук – отгоняет нечистую силу,

- Горох, фасоль, бобы – чтобы в доме всегда был достаток.

Хозяйка: - Ягоды рябины, шиповника оберегают женскую, (девичью) красоту, молодость.

- Ой, ребята, совсем забыла, ведь у садовёнка Кузи - именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, подарки, угощенье. Кузя, какая у тебя любимая игра?

Кузя: Мне нравится игра в «Жмурки». Давайте поиграем (завязывают глаза и достают колокольчик).

                      Дети играют в народную п/и «Жмурки».

Кузя: Спасибо вам за игру!

Хозяйка: На именины подарки дарят. Кузя, тебе ребята своими руками сделали оберег – бусы из кукурузы - чтобы защищали тебя и укрепляли твоё здоровье.

Кузя: А, я вам подарю веточку рябины, чтобы она оберегала вашу красоту.

Хозяйка: Какие же именины бывают без угощений. (Угощает детей и садовёнка сахарным петушком и пряниками.)

  1. Итоговая часть НОД.

Хозяйка: - Вот и закончился наш праздник. Кто помнит, какой праздник был у нас? (именины садовёнка-домовёнка Кузи). А кто же это, домовой? Какие еще предметы помогали русским людям и защищали их избы? Теперь вы знаете, какие традиции и обычаи соблюдали и чтили русские люди в давние времена.

- До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.

Дорогим гостям, милым, детушкам.

Мы всегда рады!

 

       

Просмотров: 577 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031