Цель: продолжать развивать познавательный интерес детей к истории некоторых предметов русского быта и народных обычаев, к русскому фольклору; способствовать интеллектуальному развитию детей.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
«Познание» (ФЦКМ): формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Дать представление о самоваре, его предназначении и традиции чаепития на Руси. Учить правильно заваривать чай, расширять знания о разных способах чаепития. Способствовать сенсорному развитию, предлагая определить свойства и качества чайной заварки.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, музыка.
Задачи образовательных областей.
Коммуникация: продолжать развивать желание слушать рассказ воспитателя, стихотворный материал, понимать его; способствовать развитию всех компонентов устной речи. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
Социализация: совершенствовать развитие игровой деятельности через театрализованные элементы; поощрять участие в театрализованной деятельности. Способствовать развитию интереса к окружающему миру в процессе разного вида игр.
Чтение художественной литературы: способствовать формированию целостной картины мира на основе литературного материала; приобщать к словесному искусству, упражняя в слушании стихов, загадок, потешек.
Безопасность: формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них; приобщать к правилам безопасного поведения в данных ситуациях.
Музыка: приобщать детей к музыкальному искусству, дать возможность слышать и понимать различия между разными музыкальными жанрами. Повышать эмоциональный настрой во время занятия благодаря музыкальному сопровождению. Воспитывать желание слушать музыку.
Предполагаемый результат: развиваются патриотические чувства, воспитывается любовь к русскому фольклору; дети упражняются в народных играх; у детей формируются первоначальные знания и представления о самоваре, чайной заварке, об организации и проведении чаепития. Совершенствуются коммуникативные навыки детей, развиваются все компоненты устной речи. Дети приобщаются к музыкальному и литературному творчеству.
Виды деятельности: познавательная, музыкально-художественная; коммуникативная, двигательная, игровая.
Формы организации совместной деятельности: беседа в обстановке чаепития; организация физминутки, народной игры «Ладушки»; диалог с куклой – домовёнком Кузей.
Предварительная работа: чтение «Федорино горе»; стихов, потешек, пословиц о чайной посуде, о самоваре; рассматривание иллюстраций; рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением чайной посуды; игры с игрушками; с/р игра «Семья», д/и «Напоим кукол чаем»; знакомство с домовенком Кузей и игры с ним. Проведение беседы по теме «Знакомство с русской избой». Продуктивная деятельность: лепка, рисование, раскрашивание чайной посуды в центре активности.
Словарная работа: заварочный чайник, кипяток, заварка, сахарница, молочник, чай ароматный, «пыхтящий».
Материал к НОД: стол, накрытый скатертью, сервированный к чаю (чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница с сахаром, молочник с молоком, вазочка, баранки, конфеты); столик хохломской с салфеткой, самовар, чайник для заварки, баночка с заваркой, маленький поднос, чайная ложечка, грелка для чайника; настольная ширма, домовенок Кузя, тарелка с блинами. Русский сарафан и платок для воспитателя. Магнитофон и аудиозапись с песней «К нам гости пришли».
Методические приёмы.
Словесные: рассказ, вопросы, обобщения, повторы (хоровые и индивидуальные); стихи, поговорка, песня, потешка.
Наглядные: использование костюма и чайной посуды для сервировки стола.
Практические: физминутка «Кипит самовар», народная игра «Ладушки», настольный театр.
ХОД НОД:
.1. Организационный момент. Воспитатель в русском сарафане с расписным платком на плечах.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Дверь открою - стану звать,
Деток в гости приглашать!
Где вы детки? Заходите!
Я вас чаем угощу,
А потом будем играть,
Песни петь и танцевать!
Звучит аудиозапись песни «К нам гости пришли».
- Здравствуйте, ребята дорогие! Проходите, пожалуйста. Очень хорошо, что пришли ко мне в гости, я очень рада вас видеть.
Воспитатель подводит детей к столу. Предлагает сесть вокруг стола.
2. Основная часть.
- Я вас ждала - в доме убрала, стол накрыла белой скатертью и расставила к чаю красивую чайную посуду. Вам, ребятки, нравится у меня в гостях? Проходите, гости, присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее. - Гости на порог и самовар на стол!
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Так говорят про самовар. (Воспитатель показывает самовар.)
- Как называют самовар? (Фока)
- А какой самовар? (Большой, блестящий, красивый). Он похож на чайник, только очень большой. Посмотрите, вот сюда нужно наливать воду.
- Что еще есть у самовара? (Крышка, ножки, маленький кранчик.)
- Что за руки в боки? (Ручки.)
- Зачем они нужны? ( За них нужно браться, чтобы не обжечься. В самоваре вода горячая, кипяток).
- Чтобы в самовар воду налить, что нужно сначала сделать? (Снять крышку).
- А чтобы воду из самовара в чашку налить, что нужно сделать? (Открыть маленький кранчик).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Самовар - птица-жар!
Кран открывается-
Чай наливается! (воспитатель показывает).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий,
Если только захочу
Кипяточку вскипячу!
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Зачем нам нужен самовар? (Чай пить)
- Вы видели, как ваши мама, папа или бабушка заваривали чай? (Да).
- Как они это делали? (Высказывания детей).
- А сейчас я заварю для вас чай. Как вы думаете, что нам для этого понадобится? (Заварка).
(Воспитатель открывает баночку, высыпает заварку на поднос, показывает детям; ребята трогуют заварку, пробуют её помять пальцами ).
- Какая заварка? (Твёрдая, сухая, шершавая). Еще заварка бывает крупная и мелкая. Посмотрите, что лежит в этих баночках и скажите, где заварка крупная, а где мелкая? (Дети показывают и отвечают).
- Есть специальный чайник, в котором заваривают чай. Он так и называется: чайник для заварки (заварочный). Есть такой чайник и на моем столе? Илона, покажи, где он? (показывает и называет). Как вы думаете, из какого материала сделан этот чайник? (Из стекла.) Правильно, он сделан из стекла, значит - стеклянный.
Воспитатель снимает крышку у чайника и предлагает детям засыпать в чайник заварку с подноса.
- Чем можно насыпать заварку? (чайной ложечкой). Арсений, найди, пожалуйста, на столе и подай мне её.
- А что еще надо сделать, чтобы заварить чай? (Налить в чайник воды).
- И не просто воды. А какой воды? (Очень горячей, надо залить кипяток.)
- А где у нас кипяток? (в самоваре).
- До самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься, потому что в нем кипяток. Что нужно открыть, чтобы полилась вода? (Кран.)
- Кран открывается - вода наливается! (воспитатель наливает горячую воду). Сначала налью воды немного, а через некоторое время добавлю воды до самого горлышка чайника.
- А теперь накрою чайник крышкой и вот такой красивой грелкой для чайника, чтобы, чаинки разварились, разбухли, и чай у нас получится душистый и ароматный.
ФИЗМИНУТКА “Кипит самовар».
Кипит самовар, во все стороны пар. (дети показывают руками вверх и в стороны)
- Давай, выручай! Закончился чай. (руки в стороны и сложить ладошкой у груди – 2 р.)
Кипяток наливай. (имитация движения по очереди правой и левой р.)
Побежал через край - (круговые движения двумя руками выше головы)
Ай-ай-ай! (ладошки у щек, покачивания головой)
Театрализованная деятельность.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Дети, слышите, кто-то стучит к нам в дверь? (Над настольной ширмой появляется домовёнок Кузя).
- Здравствуйте, ребята! Я почувствовал, что пахнет чем-то ароматным, душистым и мне захотелось узнать, что же это? (Дети отвечают, что так пахнет чай, который они заварили и приглашают Кузю к столу). Воспитатель разливает чай по чашкам.
ДОМОВЁНОК КУЗЯ:
- Я люблю чай с сахаром и молоком.
Воспитатель добавляет сахар и молоко. Домовенок Кузя ставит на стол тарелку с блинами.
- Я к вам не с пустыми руками пришел. Вот что я принес вам. Читает:
Ладушки, ладушки
Пекла бабка оладушки.
Девочкам давала.
Мальчикам давала.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Воспитатель наливает чай всем детям. В это время Кузя беседует с детьми:
- Что это за Фока у вас на столе? Расскажите, какой он?
- А в чем вы чай заварили?
- А как вы чай заварили?
3. Итоговая часть НОД. Кузя предлагает поиграть в «Ладушки». Дети читают потешку «Ладушки, ладушки». Начинается чаепитие. После окончания дети прощаются с Кузей.
|