Цель: развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя, связной речи – её монологической формы, формирование словаря, совершенствование звуковой культуры речи; добиваться практического овладения нормами речи.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Речевое развитие: продолжать совершенствовать монологическую форму речи. Учить умению составлять рассказы по мнемотаблице. Продолжать упражнять в согласовании слов в предложении. Помогать правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.) Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи образовательных областей:
Познавательное развитие: уточнять представления детей об особенностях и повадках диких животных, о причинно-следственных связях; закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах.
Физическое развитие: совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Продолжать формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Предполагаемый результат: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической речи; совершенствование навыка составления рассказа по мнемотаблице; закрепление знаний об особенностях поведения и повадках диких животных.
Виды деятельности: речевая, познавательная, двигательная.
Формы организации совместной деятельности: беседа, просмотр слайдов, организация двигательных игровых ситуаций, напоминание воспитателем значения условных обозначений мнемотаблицы, анализ рассказов.
Предварительная работа: чтение рассказов о диких животных из книги «Дошколятам - о животных» ( издательство «Учитель», автор-составитель Е.Ю.Валк) и других книг; организация выставки книг о диких животных, чтение стихов о животных; рассматривание иллюстраций, создание и рассматривание альбомов; рассматривание репродукций картин художников (Шишкин «Утро в сосновом лесу», современный художник Валентина Стеценко «Волки в зимнем лесу», картины с изображением диких животных шведского художника Бруно Лильефорса); составление рассказов по мнемотаблице по другим темам. Продуктивная деятельность (лепка диких животных, рисование разными материалами (иллюстрации к сказке Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» и др.)
Словарная работа: мнемотаблица, фразы, безмолвно, предзимний, оборотись, логово, дупло, хищник, травоядное, всеядное, мудрёные, подошвы, окрас, сладкоежка, хата, состряпай, гайно, лакомиться, кедр, зрячие, глухой овраг, ненароком, полые.
Материал к НОД: ноутбук, экран, проектор, мнемотаблица.
Методические приёмы.
Словесные: беседа, вопросы (направляющие, уточняющие, активизирующие и др.); уточнение, обобщения; анализ, чтение стихотворного текста.
Наглядные: просмотр слайдов, рассматривание мнемотаблицы..
Практические: динамическая пауза, физминутка.
ХОД НОД:
1. Организационный момент.
- Ребята, какое сейчас время года? (Поздняя осень.)
- Верно, мы с вами – на пороге зимы. Вся природа как бы замерла в о жидании нового времени года. В лесу сейчас необыкновенно красиво – безмолвно и спокойно. Хотите побывать там?
- Тогда приготовьтесь, мы с вами идем на прогулку в предзимний осенний лес.
Динамическая пауза:
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.
Правой, левой, правой, левой,
Мы идем вперед, вперед,
А теперь остановись и вокруг оборотись,
С помощью больших чудес
Мы попали в чудный лес!
СЛАЙД 1
(Изображение красивого леса поздней осенью и силуэтов некоторых диких животных.)
- Лес чудный, красивый, но чего-то не хватает в этом лесу. Как вы думаете? (В лесу не видно диких животных.)
- Верно. Видите, перед нами только силуэты зверей, а самих их не видно. Как вы думаете почему? (Потому что все они приготовились к зиме: кто-то залёг в спячку, кто-то забрался в свое логово, дупло, а кто-то просто под деревом притаился.)
2. Основная часть.
- Очень хочется увидеть лесных жителей. Чтобы звери, которые живут в этом лесу появились перед нами, вы должны составить о них рассказ. Если ваш рассказ будет красивый и интересный, тогда на экране мы увидим животное, о котором вы рассказали. А помогать вам в этом будет схема – мнемотаблица, которая состоит из шести клеток с условными обозначениями. Вот она перед вами. Обозначения подскажут вам, о чём нужно рассказать. Давайте вспомним, как правильно нужно составлять рассказ по этой схеме. Расскажите о том (показывать на таблице):
1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЖИВОТНОЕ.
2. КАКОВ РАЗМЕР; ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО, ОКРАС И СТРУКТУРА МЕХА.
3. НАЗВАТЬ ЧАСТИ ТЕЛА ЖИВОТНОГО.
4. ГДЕ ОНО ЖИВЁТ.
5. РАССКАЗАТЬ, ЧЕМ ПИТАЕТСЯ; СКАЗАТЬ: ЭТО ЖИВОТНОЕ ХИЩНИК, ТРАВОЯДНОЕ ИЛИ ВСЕЯДНОЕ.
6. РАССКАЗАТЬ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЕГО ПОВЕДЕНИИ.
Воспитатель: - Приветствуется, если в своем рассказе вы сообщите какие-нибудь интересные факты из жизни этого животного.
Воспитатель: - Внимательно слушайте ответы своих друзей. Может быть вы сумеете дополнить их рассказы.
Воспитатель: - А теперь давайте подумаем, какие слова или фразы вы можете использовать, для того, чтобы рассказать о разных животных?
СЛАЙД 2
(На слайде – контурное изображение лисы.)
- Расскажите об этом животном.
Примерный рассказ о ЛИСИЦЕ.
Это дикое животное – лиса. Она среднего размера, намного меньше медведя. Тело её покрыто шерстью. У неё шикарная рыжая шубка. Она очень мягкая и теплая. У лисицы есть туловище, четыре лапы, длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце, голова, пасть и очень острые зубки. Живет лисица в лесу. Она, готовясь вывести детёнышей, строит длинные мудреные норы с несколькими выходами. Мало ли что! Лиса - хищник. В летнюю пору поедает лягушек, мелких птиц, зверьков. А уж повадится бегать на ферму – берегись! Будет таскать курочек да петушков. Шуб у лисицы две – летняя и зимняя. Готовясь к зиме, она отращивает себе более густую и теплую шерсть, чем та, что была у неё летом. Даже на подошвах лап у неё отрастает шерсть. Припасов на зиму лиса никаких не делает. Лиса охотится круглый год.
Воспитатель: - Кто хочет что-нибудь добавить к рассказу?
(После рассказа на экране появляется изображение лисы.)
СЛАЙД 3
(На слайде – контурное изображение медведя.)
- Кто хочет выйти и рассказать про это животное?
Примерный рассказ о МЕДВЕДЕ:
Это дикое животное – медведь. Он очень большой, можно сказать огромный. Тело покрыто густой длинной шерстью коричневого окраса. У медведя есть туловище, голова, лапы, уши, маленький хвост, пасть и острые зубы. Медведь умеет рычать. Живёт он в лесу, далеко от людей. Летом гуляет по лесу. Он кушает всё: ягоды, траву, рыбу, мясо. Медведь – сладкоежка: он забирает у пчёл мёд. Он всеядный. Осенью он готовит себе берлогу и спит в ней всю зиму. В этой берлоге зимой у медведицы рождается детёныш - медвежонок. Она кормит его молоком.
Воспитатель: - Кто дополнит?
(После рассказа на экране появляется изображение медведя.)
- А теперь пришла пора отдохнуть. Встаньте для физминутки.
ФИЗМИНУТКА:
- Есть в лесу под елью хата(Руки вверх - деревья машут ветками, руки домиком.)
- уснули медвежата. (Руки под щеку, затем делаем ушки – руки к голове.)
А меньшой не хочет спать, (Показываем руками маленький размер, мотаем
головой.)
- стал надоедать. (Руки к голове – уши медведице, стучим кулаками по
коленям.)
Капризуля косолапый (Показываем косолапые ноги, шагаем, руками маним к себе.)
Просит: «Ужин мне состряпай! (Показываем руками – стряпаем)
Поскорей неси сюда (Руками маним к себе)
- рыбку из пруда!!!» (Гладим рукой по животу, рукой показываем рыбку волнистыми движениями.)
Напевает сыну мать: (Показываем маму медведицу – руки ушки)
«Баю, баю, надо спать! (Качаем ребенка, руки к щеке)
Ты уснешь, и сон придет, (Продолжаем держать руки, пальцами по коленям
- топ-топ.)
Все в корзинке принесет!» (Показываем корзинку – руки в кольцо, затем
- руки к детям.)
- Садитесь, пожалуйста. Мы продолжим слушать ваши рассказы.
СЛАЙД 4
(На слайде – силуэт белки.)
- Расскажите про это животное.
Примерный рассказ про БЕЛКУ.
Этот дикий зверёк называется белка. Она небольшого размера, можно сказать, что она очень маленькая. Тело белки покрыто мягкой густой шерстью. Весной и летом шубки на белках рыжевато-золотистые, к зиме мех становится серебристо-серым, ещё более густым, теплым. Тело белки состоит из туловища, головы, четырёх лапок и большого пушистого хвоста. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. На лапках – очень острые коготки. Великолепный пушистый хвост – главная гордость белочки. Когда белка сидит, то хвост прикрывает ей низ спины. Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с дерева на дерево, с ветки на ветку и управляет хвостом, словно рулём. Белочка бережёт свой хвостик, постоянно чистит его, а в сырую погоду старается укрыться в гнезде, чтобы не замочить его. В густых ветках хвойных деревьев белочка из тонких веток сплетает себе гнездо. Беличье гнездо называется гайно. Белочка устилает его мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями. Белочка – травоядное животное. Белочка любит лакомиться орехами, семенами хвойных деревьев – кедра, сосны, ели. Любит белка ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы, почки деревьев. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. В конце лета и осенью она делает запасы: наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями и шишками. Грибы она сначала высушивает. Морозные дни она любит проводить в своем уютном жилище, часто зимует в глубоком дупле старого дерева. Весной в беличьем домике появляются бельчата.
Воспитатель: - Кто желает что-то добавить?
(После рассказа на экране появляется изображение белки.)
СЛАЙД 5
(На слайде – силуэтное изображение зайца.)
- Послушаем еще один рассказ.
Примерный рассказ про ЗАЙЦА.
Еще один дикий зверь, который живет в лесу называется заяц. Он среднего размера. Его тело покрыто плотной густой мягкой шерстью. Весной и летом мех у зайца серый с рыжевато-бурыми пятнами. Зимой шубка у зайца белоснежная теплая и пушистая. Основные части тела зайца – это туловище, голова, четыре лапы, пушистый и короткий хвост. На голове – длинные уши. Задние лапы зайца длиннее передних. Во время прыжка заяц выбрасывает вперёд сначала задние ноги, а потом передние. Глаза у него находятся не в центре мордочки, а по бокам, поэтому зверёк может видеть, что делается сбоку и даже сзади. Нору зайцы не делают. Днем они спят, спрятавшись в чаще леса, под корнями дерева или забившись в ямку под кустами. У зайцев острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев. Он ею питается. Корма зимой в лесу мало, поэтому зайчишки подбираются к стогам и лакомятся сеном. Иногда приходят на огороды и обгрызают капустные кочерыжки, а если в саду стволы молодых яблонек, то заяц может обгрызть с них кору. Нередко заяц скачет по лесу за лосем и подбирает за ним молодые побеги осин. Зимой прокормиться трудно. А вот летом трава, ветки, кора деревьев, клевер, мышиный горошек, грибы, плоды черники. Для пропитания всё сгодится. Заяц – животное травоядное. Осенью заяц меняет шубку летнюю серую на белоснежную, теплую и пушистую. Вот и вся заячья подготовка к зиме. Для того, чтобы спрятаться от зимних морозов, он роет себе нору в снегу. Днем спит, а ночью выходит перекусить. Весной у зайчихи появляются пушистые, зрячие зайчата.
Воспитатель: - У кого есть дополнения к рассказу?
(После рассказа на экране появляется изображение зайца.)
СЛАЙД 6
(На слайде – силуэт волка.)
- Кто же это? Расскажите о нём.
Примерный рассказ про ВОЛКА.
Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Морда у волка шире, чем у собаки, более выпуклый лоб, а хвост обычно опущен. Волк очень сильный. Тело животного покрыто плотной густой шерстью. У волков, которые живут в наших лесах, шерсть серого цвета. Но бывают волки белого цвета и даже рыжеватого. У волка есть мощное сильное туловище, голова, также, как и у других диких животных, четыре лапы и хвост. Живёт волк в логове, которое устраивает недалеко от водоёма, где-нибудь в глухом овраге. Волк – это хищник. Питается он в основном мясом и в поисках пищи может очень долго бегать вместе со своим семейством – волчицей и подросшими волчатами. Зимой пищу найти трудно, и волк часто остается голодным. В лесу добыча волков – лоси, косули, кабаны, олени, зайцы. Волки могут напасть на стадо овец. Могут съесть и птицу, и птичье яйцо. В зимнюю пору волки сбиваются в стаи. У стаи есть вожак – самый сильный и опытный волк. Именно он выводит свою стаю на «охоту». В летнюю пору в логове волчицы появляются детёныши. В это время волки стараются не охотиться вблизи от своего жилища, чтобы люди ненароком не обнаружили волчат. Осенней и зимней порой волки часто воют.
Воспитатель: - У кого есть, что добавить к рассказу?
(После рассказа на экране появляется изображение волка.)
СЛАЙД 7
( На экране – силуэтное изображение ежа.)
- Что это за животное, расскажите.
Примерный рассказ о ЕЖЕ.
Ёжик – один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – это лиственные и смешанные леса. Еж – маленькое животное. Он весит всего восемьсот граммов. Всё тело ежа покрыто иголками. Кроме брюшка, мордочки и пушистых лапок. Колючки ежа пустые внутри, полые, они наполнены воздухом. Окраска игл интересная: белые иглы у самого туловища ежа и на кончике, а в середине они черные, иногда коричневые. Иглы у ежа двигаются. У ежа есть туловище, голова, ноги. Ноги у ежей короткие, с маленькими коготками. Задние ноги немного длиннее передних. На голове – мелкие уши, которых почти не видно. Мордочка у ежа вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза – черные и круглые, словно две чёрные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа все время влажный. Зубы у него очень острые. Жилище ежа – логово или гнездо – это укрытие, сооруженное из листьев и веток у корней какого-либо дерева. Ежи очень интересные животные. Живут они семьями – папа-ёж, мама-ежиха и их дети-ежата. Ёж – всеядный. Его еда – это насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина. Далеко от своего укрытия ёж не отходит. Днём он постоянно там находится, а ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание. Досыта отъевшись в летнюю пору, ежик всю зиму спит в своем гнезде. Активно двигаться ёжик начинает только тогда, когда весной станет очень тепло. А еще ежики умеют «петь». Их песня – это пыхтение: пых-пых, пых-пых.
Воспитатель: - Вы выслушали рассказ про ежа. Кто хочет, что-то еще рассказать?
(После рассказа на экране появляется изображение ежа.)
3. Итоговая часть НОД.
- Мы выслушали рассказы. На экране увидели всех животных, значит рассказы действительно были интересными. Чей рассказ вам больше всего запомнился, понравился? Почему?
Анализ рассказов детей:
- подробность рассказа;
- связанность рассказа;
- использование в рассказе длинных развернутых предложений;
- грамматически правильная и связанная речь;
- соответствие схеме рассказа (мнемотаблице);
- сообщение интересных фактов из жизни животных;
Воспитатель:
- Наша прогулка в зимний лес заканчивается, можно перейти к играм в творческих центрах.
|