Воспитатель - это призвание!

Воскресенье, 19.05.2024, 19:40

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2017 » Июль » 17 » Конспект НОД по речевому развитию по теме "Беседа "Что ты знаешь о Полхов-Майдане?" для старшей группы.
19:56
Конспект НОД по речевому развитию по теме "Беседа "Что ты знаешь о Полхов-Майдане?" для старшей группы.

Цель: продолжать формировать умение владеть речью как средством общения и культуры.

Задачи НОД:

Основная образовательная область.

Речевое развитие: способствовать овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую форму. Формировать и способствовать расширению словаря, звуковой культуры речи. Продолжать развивать интерес к литературной речи; приобщать к словесному искусству (устному народному творчеству), закрепляя народные пословицы, поговорки, прибаутки; развивать художественное восприятие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи образовательных областей:

Социально-коммуникативное (социализация, развитие общения, нравственное воспитание): побуждать в использовании в речи фольклора; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Познавательное развитие: расширять представления детей о родной стране; воспитывать любовь к Родине. Закреплять представления детей о разнообразии русского народного творчества, умениях народных мастеров. Продолжать формировать и уточнять знания детей о Полхов-Майданском промысле. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству.

 

Физическое развитие: совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Продолжать формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать приобщать детей к музыкальному искусству – музыке в исполнении русских народных инструментов; формировать музыкальную отзывчивость на произведение. Продолжать формировать интерес к эстетической стороне окружающего.
 

Предполагаемый результат: закрепление знаний народных пословиц о труде; формирование понятия «мастер народного промысла»; закрепление знаний о народных мастерах России, их труде, о разнообразии декоративной росписи, её особенностях; уточнение и обобщение знаний детей о мастерах Полхов-Майдана; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Виды деятельности: речевая, коммуникативная, двигательная, музыкальная.

Формы организации совместной деятельности: беседа, просмотр слайдов, слушание народной музыки; слушание и рассказывание пословиц, поговорок, прибауток; рассматривание предмета (бочонка).

Предварительная работа: знакомство детей с декоративными росписями; рассматривание иллюстраций с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства; чтение народных пословиц, поговорок и прибауток; чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров; организация и проведение дидактических игр: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.; продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) по народному творчеству на занятиях и в свободное время.

Словарная работа: Полхов-Майдан, рукоделец; анилиновые (краски), стружки, игрушки-тарарушки, выручалось (денег).

Материал к НОД: ноутбук, экран, проектор; магнитофон с аудиозаписью народной музыки; бочонок, украшенный полхов-майданской росписью.

Методические приёмы.

Словесные: беседа, вопросы, диалог; уточнение, описание, повторы, обобщения; пословицы, поговорки.

Наглядные: просмотр слайдов, рассматривание (бочонка).

Практические: физминутка.

ХОД НОД:

1. Организационный момент.(Играет спокойная русская народная музыка. На экране появляются изображения, как трудятся народные мастера разных промыслов в своих мастерских).)

Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу:

 

«Красна птица перьем, а человек уменьем».

- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

 

Воспитатель: - Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

2. Основная часть.

Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Дети:

  • «Умелец и рукоделец и себе, и людям радость приносит».
  • «Хорошая работа два века живет».
  • «Дело мастера боится!»

(Воспитатель обращает внимание детей на экран, где слайды с изображением филимоновских, дымковских и городецких изделий).

Воспитатель: - Ребята, а кто такой народный умелец, мастер? (человек, который трудится и что-то производит и делает это очень хорошо – умеет это делать).

- А что обозначает выражение «мастер народного промысла»? (человек, который изготавливает предметы русской старины – посуду, одежду, полотенца, платки, кружева, игрушки и т.д.).

 

- Мы уже с вами знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Кто сможет их назвать? (филимоновский, дымковский, городецкий, гжельский, полхов-майданский).

 

- Правильно, и у каждого народного промысла свой, особый вид росписи. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях на экране? Покажите и назовите их.

(Дети подходят, показывают и называют: филимоновская, дымковская, городецкая, полхов-майданская роспись, гжельская роспись).

 

- Назовите признаки, которые характерны для той или иной росписи.

 

(На экране – слайды с изображением предметов, украшенных разными видами росписи).

 

(Дымковская роспись – на белом фоне изображаются кружочки, клеточки, волнистые линии, много фигурок людей, животных; филимоновская роспись – много разноцветных полосочек, фигурки людей имеют вытянутую форму; городецкой росписью украшаются деревянные изделия - разделочные доски, ложки, другая посуда, фон тона - это цвет охры, узоры - розаны, купавки, бутоны, листья; гжельская роспись – это керамика, цвет фона – белый, а узоры на этом фоне выполнены в сине-голубых тонах; для полхов-майданского промысла характерно, что предметы посуды и игрушки- тарарушки деревянные, ярко расписаны).

 

- Воспитатель: - Молодцы, ребята. Я хочу более подробно побеседовать с вами о полхов-майданском промысле, ведь познакомились мы с ним совсем недавно.

(Слайд с изображением села Полхов-Майдан).

 

- Скажите, кто помнит, а где живут полховские мастера? (Нижегородский край, село Полхов-Майдан).

- Что изготавливают мастера из Полхов-Майдана? (игрушки-тарарушки, посуду).

 

- Из какого дерева делают эти мастера свои изделия? (Из липы, потому что вокруг Полхов-Майдана растет очень много лип.)

 

Воспитатель: - Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте и приготовьтесь к физминутке.

 

ФИЗМИНУТКА:

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Раз, два – спит цветок.

Три - раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись.

- Скажите, всегда полховские игрушки были такими яркими? (Нет, раньше, они были просто деревянными и неукрашенными).

- Почему же мастера начали их раскрашивать? (Потому что труда на их изготовление потрачено было много, а денег «выручалось» за такую посуду мало, украшенная узорами и яркая посуда продавалась дороже.)

- Прежде чем начать раскрашивать, как еще украшали полховские мастера свои изделия? (Местный мастер Павел Полин купил аппарат для выжигания по дереву. Решил мастер украшать свою посуду так же, но не красками, а выжженными по контуру цветами.)

- Какими красками пользовались мастера Полхов-Майдана, чтобы предметы получались такими яркими и сочными? (Анилиновыми).

- Какая самая популярная (известная) игрушка полховских мастеров? (Матрёшка).

- Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана?(Черный, синий, желтый, красный, зеленый, фи

(Воспитатель обращает внимание детей на бочонок, украшенный веточкой с листочками и ягодками. Рассматривают его).

Воспитатель: - Какие элементы росписи изображены на бочонке? (Правильно «Веточка с листиками и ягодками.»)

- Как расположены листики на веточке? (Сверху и снизу).

- Какого цвета лист? Какой формы? (зеленого, овальной).

- Какой формы ягоды? Какого цвета? (круглой формы, красные, фиолетовые).

- Какие еще элементы узоров встречаются в полхов-майданской росписи? («Листья и веточки». «Ягоды и бутоны», «Цветочки» и др.).

 

(На экране появляются предметы полхов-майданской росписи.)

 

- Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки, и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями. Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:

 

Дети:

  • «Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется».
  • «Деревянный чурбачок завертелся как волчок.

Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

 

3. Итоговая часть НОД.

Воспитатель: - Наша беседа подошла к концу. О ком мы свами беседовали? (О народных мастерах, русских умельцах). Еще о чем? (О народных промыслах). Назовите, пожалуйста, еще раз все известные вам промыслы России.

Далее воспитатель проводит анализ работы детей во время беседы и сообщает об окончании занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 995 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31