Ознакомление с окружающим.
Тема: «Рассказ воспитателя «История полхов-майданского промысла».
Цель: ознакомление с окружающим социальными миром. Воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Познавательное развитие: продолжать формирование первичных представлений о своем Отечестве; обогащать представления детей о профессиях - продолжать знакомить с народными промыслами России, расширять и обогащать знания детей о Полхов-Майданском промысле; воспитывать интерес, любознательность, желание больше знать о полхов-майданской росписи.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие: продолжать обогащать активный словарь детей, упражнять в составлении простых и сложных предложений и использовании их в своей речи; продолжать развивать умение поддерживать беседу; совершенствовать диалогическую форму речи; продолжать развивать монологическую речь. Приобщать к словесному искусству.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов; познакомить с росписью Полхов-Майдана, формировать знания об элементах узора росписи, колорита.
Физическое развитие: прививать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься; продолжать формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Предполагаемый результат: дети получат знания о народном промысле Полхов-Майдан (история возникновения и развития промысла), о декоративной росписи полховских мастеров, её особенностях (качество и характер изделий, узоры, колорит и т.д). Формируются патриотические чувства и гордость за историю своей страны.
Виды деятельности: познавательная, речевая, двигательная.
Формы организации совместной деятельности: просмотр слайдов, беседа, рассказ.
Предварительная работа: организация книжных выставок и выставок изделий народных промыслов, детских работ по народному творчеству; рассматривание, игры с матрешками, их рисование; рассматривание иллюстраций, картин; чтение стихов и малых фольклорных форм устного народного творчества; продуктивная деятельность в свободное время.
Словарная работа: таратушки, незатейливый (рисунок), точили, задёшево, плошки, поставцы, анилиновые (краски), перо, тушь, волокно, «точенка».
Материал к НОД: ноутбук, экран, слайды.
Методические приёмы.
Словесные: беседа, вопросы; уточнение, напоминание, указание, описание, повторы, обобщения, анализ; стихотворение.
Наглядные: просмотр.
Практические: физминутка.
ХОД НОД:
- Организационный момент.
(Играет спокойная русская народная музыка. На экране появляются изображения Нижегородского края, мест, где работают народные мастера.) Воспитатель начинает свой рассказ.
- Основная часть.
Воспитатель: - Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками - городецкими, семеновскими, федосеевскими. А полхов-майданские из них самые молодые. Прежде всего мастера делали игрушки для детей разных возрастов на любой вкус: пирамидки, матрешки, каталки на палочке, детские балалайки.
(Слайд с изображением игрушек).
- Все эти изделия называли забавным словом «таратушки». А уж потом, если оставалось время, точили посуду. Но и она у мастеров получалась забавная, по-детски смешная.
(Слайд с изображением посуды).
- Разнообразные пестрые деревянные игрушки отличаются от изделий прочих промыслов простым незатейливым рисунком и яркостью красок. Считается, что промысел возник давно, сто лет назад, хотя деревянную
посуду местные токари точили еще за сто лет до этого.
- Началось все с того, что на юге Нижегородской области, в селе Полховский Майдан, местный мастер Павел Полин купил аппарат для выжигания по дереву. Надоело ему продавать задешево свою «точенку» или «белье». «Бельем» раньше, да и сейчас называют деревянную неокрашенную посуду – ложки, миски, плошки, поставцы. Труда много, а денег совсем ничего. Такая же, но расписанная посуда на ярмарке в Хохломе продавалась намного дороже. Решил мастер украшать свою посуду так же, но не красками, а выжженными по контуру цветами. Дело пошло веселей.
(Слайд с изображением матрешек и других полховских игрушек).
- Потом кому-то пришла в голову мысль заполнить пространство, обрамленное тонкой выжженной линией, краской. Получилось неплохо, но все же не хватало чего-то – то ли яркости, то ли сочности. Когда появились яркие анилиновые краски – это было то, чего не доставало новому промыслу. Полхов-майданские изделия засияли новыми красками. Спрос на такую красоту резко возрос. Процесс изготовления изделия необходимо было ускорить. Прожженную бороздку заменили черной линией, которую очень быстро можно было наносить стальным пером и тушью. Чтобы тушь не растекалась по волокнам древесины, «точенку» обмазывали тонким слоем крахмального клея.
- Так постепенно складывалась современная технология изготовления майданских изделий. Игрушки постепенно вытесняли посуду. Самым популярным среди них стала матрешка.
(Слайд с изображением матрешки)
Воспитатель: - Давайте с вами немного отдохнем и покажем, какие матрешки веселые и задорные!
ФИЗМИНУТКА.
“МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные, Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
- В народе с яркими красками всегда связывалось представление о празднике. Только внимательно присмотревшись к майданской росписи, с удивлением понимаешь, что красок не так уж и много: красная, синяя, желтая, да еще чернильно-фиолетовая, а остальные цвета получились путем смешения исходных красок. Случайно или специально, но не все цвета связаны между собой; они подобраны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Если зеленый поставить рядом с красным, то каждый зазвучит еще ярче. Порой кажется, будто бы краски светятся изнутри, как витраж.
- В ярких красках раскрывается мироощущения деревенских живописцев, простодушное восхищение жизнью. Все на картинке бесхитростно и красиво – домик желтый, крыша красная, трава зеленая, река синяя.
- Современная полхов-майданская роспись необычайно яркая, чистая, непосредственная.
- Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир. И не форму, душу этого особого мира стараются передать мастера. Например, полхов-майданские яблоки – это не обычное плодово-ягодная культура, а символ изобилия. Таких плодов не бывает. Где вы видели яблоки, которые намного больше дома, в палисаднике которого они растут? Самое интересное, что яблоки в Полхов-Майдане не растут вовсе. Тут невольно вспомнишь русскую народную сказку о золотых молодильных яблоках.
- Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но, несмотря ни на что, люди по-прежнему покупают изделия майданских мастеров. Ими украшают картины, кухни, в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты, игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-майданская роспись – это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.
Воспитатель: - А теперь давайте познакомимся с основными элементами полхов-майданской росписи: «Листья и веточки»:
«Ягоды и бутоны»:
«Цветочки»:
- Традиционная техника росписи состоит из четырех этапов – крахмальная грунтовка, «наводка», окраска и лакировка. Вместо анилиновых красок на занятиях используется акварель. В связи с этим изменяется и обычная технология росписи. Этапы росписи будут следующие: карандашная разметка, акварельная окраска, «наводка». Помните, что «наводка» производится после окраски акварелью, так как водная краска размывает черный контур.
- Итоговая часть НОД.
Воспитатель: - О каком народном промысле я сегодня вам рассказала?
- Какой край знаменит своими городецкими, семеновскими и федосеевскими игрушками?
- Что такое таратушки?
- Что еще изготавливают полховские мастера?
- В связи с чем пришлось ускорить процесс изготовления изделий?
- Какое самое популярное изделие среди всех майданских
игрушек?
Воспитатель: - Молодцы, все запомнили из того, о чем я вам рассказывала. На этом наша беседа заканчивается.
|