Воспитатель - это призвание!

Воскресенье, 19.05.2024, 19:01

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2017 » Май » 9 » Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе.
23:27
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе.

Ознакомление с окружающим.

Тема: «Рассказ воспитателя «История полхов-майданского промысла».

Цель: ознакомление с окружающим социальными миром. Воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств.

Задачи НОД:

Основная образовательная область.

Познавательное развитие: продолжать формирование первичных представлений о своем Отечестве; обогащать представления детей о профессиях - продолжать знакомить с народными промыслами России, расширять и обогащать знания детей о Полхов-Майданском промысле; воспитывать интерес, любознательность, желание больше знать о полхов-майданской росписи.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие: продолжать обогащать активный словарь детей, упражнять в составлении простых и сложных предложений и использовании их в своей речи; продолжать развивать умение поддерживать беседу; совершенствовать диалогическую форму речи; продолжать развивать монологическую речь. Приобщать к словесному искусству.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов; познакомить с росписью Полхов-Майдана, формировать знания об элементах узора росписи, колорита.

Физическое развитие: прививать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься; продолжать формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Предполагаемый результат: дети получат знания о народном промысле Полхов-Майдан (история возникновения и развития промысла), о декоративной росписи полховских мастеров, её особенностях (качество и характер изделий, узоры, колорит и т.д). Формируются патриотические чувства и гордость за историю своей страны.

Виды деятельности: познавательная, речевая, двигательная.

Формы организации совместной деятельности: просмотр слайдов, беседа, рассказ.

Предварительная работа: организация книжных выставок и выставок изделий народных промыслов, детских работ по народному творчеству; рассматривание, игры с матрешками, их рисование; рассматривание иллюстраций, картин; чтение стихов и малых фольклорных форм устного народного творчества; продуктивная деятельность в свободное время.

Словарная работа: таратушки, незатейливый (рисунок), точили, задёшево, плошки, поставцы, анилиновые (краски), перо, тушь, волокно, «точенка».

Материал к НОД: ноутбук, экран, слайды.

Методические приёмы.

Словесные: беседа, вопросы; уточнение, напоминание, указание, описание, повторы, обобщения, анализ; стихотворение.

Наглядные: просмотр.

Практические: физминутка.

ХОД НОД:

  1. Организационный момент.

(Играет спокойная русская народная музыка. На экране появляются изображения Нижегородского края, мест, где работают народные мастера.) Воспитатель начинает свой рассказ.

 

  1. Основная часть.

Воспитатель: - Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками - городецкими, семеновскими, федосеевскими. А полхов-майданские из них самые молодые. Прежде всего мастера делали игрушки для детей разных возрастов на любой вкус: пирамидки, матрешки, каталки на палочке, детские балалайки.

(Слайд с изображением игрушек).

 

- Все эти изделия называли забавным словом «таратушки». А уж потом, если оставалось время, точили посуду. Но и она у мастеров получалась забавная, по-детски смешная.

(Слайд с изображением посуды).

 

- Разнообразные пестрые деревянные игрушки отличаются от изделий прочих промыслов простым незатейливым рисунком и яркостью красок. Считается, что промысел возник давно, сто лет назад, хотя деревянную

посуду местные токари точили еще за сто лет до этого. jjjj00

- Началось все с того, что на юге Нижегородской области, в селе Полховский Майдан, местный мастер Павел Полин купил аппарат для выжигания по дереву. Надоело ему продавать задешево свою «точенку» или «белье». «Бельем» раньше, да и сейчас называют деревянную неокрашенную посуду – ложки, миски, плошки, поставцы. Труда много, а денег совсем ничего. Такая же, но расписанная посуда на ярмарке в Хохломе продавалась намного дороже. Решил мастер украшать свою посуду так же, но не красками, а выжженными по контуру цветами. Дело пошло веселей.

 

(Слайд с изображением матрешек и других полховских игрушек).

 

- Потом кому-то пришла в голову мысль заполнить пространство, обрамленное тонкой выжженной линией, краской. Получилось неплохо, но все же не хватало чего-то – то ли яркости, то ли сочности. Когда появились яркие анилиновые краски – это было то, чего не доставало новому промыслу. Полхов-майданские изделия засияли новыми красками. Спрос на такую красоту резко возрос. Процесс изготовления изделия необходимо было ускорить. Прожженную бороздку заменили черной линией, которую очень быстро можно было наносить стальным пером и тушью. Чтобы тушь не растекалась по волокнам древесины, «точенку» обмазывали тонким слоем крахмального клея.

- Так постепенно складывалась современная технология изготовления майданских изделий. Игрушки постепенно вытесняли посуду. Самым популярным среди них стала матрешка.

(Слайд с изображением матрешки)

Воспитатель: - Давайте с вами немного отдохнем и покажем, какие матрешки веселые и задорные!

ФИЗМИНУТКА.

“МАТРЕШКИ”

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

Девчонки озорные, Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

 

 

- В народе с яркими красками всегда связывалось представление о празднике. Только внимательно присмотревшись к майданской росписи, с удивлением понимаешь, что красок не так уж и много: красная, синяя, желтая, да еще чернильно-фиолетовая, а остальные цвета получились путем смешения исходных красок. Случайно или специально, но не все цвета связаны между собой; они подобраны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Если зеленый поставить рядом с красным, то каждый зазвучит еще ярче. Порой кажется, будто бы краски светятся изнутри, как витраж.

 

 

- В ярких красках раскрывается мироощущения деревенских живописцев, простодушное восхищение жизнью. Все на картинке бесхитростно и красиво – домик желтый, крыша красная, трава зеленая, река синяя.

 

,f

 

- Современная полхов-майданская роспись необычайно яркая, чистая, непосредственная.

 

- Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир. И не форму, душу этого особого мира стараются передать мастера. Например, полхов-майданские яблоки – это не обычное плодово-ягодная культура, а символ изобилия. Таких плодов не бывает. Где вы видели яблоки, которые намного больше дома, в палисаднике которого они растут? Самое интересное, что яблоки в Полхов-Майдане не растут вовсе. Тут невольно вспомнишь русскую народную сказку о золотых молодильных яблоках.

- Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но, несмотря ни на что, люди по-прежнему покупают изделия майданских мастеров. Ими украшают картины, кухни, в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты, игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-майданская роспись – это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.

 

 

Воспитатель: - А теперь давайте познакомимся с основными элементами полхов-майданской росписи: «Листья и веточки»:

3

 

«Ягоды и бутоны»:

4

«Цветочки»:

 

5

 

- Традиционная техника росписи состоит из четырех этапов – крахмальная грунтовка, «наводка», окраска и лакировка. Вместо анилиновых красок на занятиях используется акварель. В связи с этим изменяется и обычная технология росписи. Этапы росписи будут следующие: карандашная разметка, акварельная окраска, «наводка». Помните, что «наводка» производится после окраски акварелью, так как водная краска размывает черный контур.

 

  1. Итоговая часть НОД.

Воспитатель: - О каком народном промысле я сегодня вам рассказала?

- Какой край знаменит своими городецкими, семеновскими и федосеевскими игрушками?

- Что такое таратушки?

- Что еще изготавливают полховские мастера?

- В связи с чем пришлось ускорить процесс изготовления изделий?

- Какое самое популярное изделие среди всех майданских

игрушек?

Воспитатель: - Молодцы, все запомнили из того, о чем я вам рассказывала. На этом наша беседа  заканчивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1179 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031