Лепка декоративная.
Цель: продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру, к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать приобщать детей к народному искусству. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов (дымковским и филимоновским). Расширять знания об особенностях дымковского и филимоновского промыслов (росписью, её колоритом, особенностями). Развивать познавательный интерес, художественное творчество, фантазию. Уточнять знания детей об особенностях декоративной лепки, используемых методах и приемах (туловище и ноги из целого куска, украшать узорами, налепами; развивать умение сглаживать неровности слепленного изображения и т.д). Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Продолжать формировать интерес к народной музыке.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие: продолжать развивать интерес к литературной речи. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, упражнять в диалогической речи во время ведения беседы. Развивать умение поддерживать беседу. Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом; продолжать развивать свободное общение взрослого и детей; способствовать формированию компонентов устной речи (связной речи на основе диалога со взрослым), добиваться практического овладения детьми нормами речи.
Познавательное развитие: продолжать знакомить детей с окружающим социальным миром, расширять кругозор детей, работать над формированием целостной картины мира. Продолжать формировать представлений детей о социокультурных ценностях нашего народа; закрепить знания детей о народных художественных промыслах русских мастеров (дымковском и филимоновском). Обогатить эмоциональную, интеллектуальную сферу.
Социально-коммуникативное развитие: самообслуживание – воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию; продолжать учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, палитру (при необходимости), непроливайки для воды, протирать столы. Общественно-полезный труд – воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения (дежурство в том числе). Разъяснять детям значимость их труда. Закреплять умение детей использовать в работе более экономные приемы труда. Продолжать учить оценивать результаты своей работы. Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения; воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
Физическое развитие: способствовать формированию потребности в ежедневной двигательной деятельности; совершенствовать двигательные умения и навыки детей; способствовать развитию разных физических качеств.
Предполагаемый результат: у детей формируются представления о филимоновском и дымковском народных промыслах; закрепляются представления о том, из чего сделана народная игрушка (о свойствах и качествах глины), об отличии и сходстве дымковских и филимоновских игрушек (свистулек); закрепляются знания о приемах декоративной лепки. Совершенствуется умение вести и поддерживать беседу; дети продолжают овладевать нормами грамотной речи. Развиваются эстетические чувства. Формируются предпосылки учебной деятельности, развивается внимание, усидчивость, а также навыки самообслуживания. Во время проведения физминутки совершенствуются двигательные навыки детей.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная, речевая, познавательная.
Формы организации совместной деятельности: сюрпризный момент; организация беседы; просмотр слайдов на экране; рассматривание предметов дымковского и филимоновского промыслов; продуктивная деятельность (декоративная лепка); индивидуальная помощь; организация двигательной деятельности; рассматривание и анализ выставки готовых работ.
Предварительная работа: рассматривание предметов народно-прикладного искусства (выставки, ярмарки); чтение стихов, загадывание загадок о промыслах; рассматривание книжных иллюстраций и альбомов, картин. Продуктивная деятельность по народному творчеству во время НОД и в самостоятельной деятельности. Привлечение родителей к изготовлению предметов народного искусства для украшения группы; организация и посещение мини-музеев. Изготовление и проведение Д/И.
Словарная работа: гончар, фабрика, скотный двор, «Свистунья».
Материал к НОД: магнитофон с аудиозаписью народной музыки; ноутбук, экран, слайды; письмо, посылка (волшебный сундучок); глина, тряпочки, клеёнки, белая гуашь, непроливайка с водой, тряпочка для кисти, кисточка для рисования.
Методические приёмы.
Словесные: беседа, вопросы; уточнение, напоминание, указание, описание, обобщения.
Наглядные: рассматривание посылки и письма (сюрпризный момент), слайдов.
Практические: лепка из глины; физминутка.
ХОД НОД:
- Организационный момент.
Сюрпризный момент:
Раздается стук. Воспитатель обращает на это внимание детей, выходит в раздевалку и вносит письмо и посылку. Дети совместно с воспитателем читают надпись на конверте и посылке: «Детям группы «Цветик-семицветик».»
Воспитатель: - Давайте откроем и узнаем, кто нам прислал письмо и посылку.
Открывают посылку и письмо. Воспитатель сообщает о том, что в письме написано, что посылка послана с фабрики народных игрушек.
- Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, с помощью подсказок вы должны определить, что в ней лежит. Внимательно послушайте. Ее находят в земле. Она бывает твердая, как камень. Если пойдет дождь, она становится скользкой – можно упасть, испачкаться. Если в воде размочить, она становится мягкой и из нее можно лепить посуду, игрушки и свистульки, зверей и птиц. Можно вылепить кувшин. Что находится в волшебном сундучке? (Глина).
— Какие мастера используют в своей работе глину? (Дымковские и Филимоновские)
(На экране – изображение работы дымковских и филимоновских мастеров).
— Как называют мастера, который делает предметы из глины? (Гончар)
(На экране – изображение работы гончара).
Воспитатель: - Сейчас мы с вами вспомним, что же лепят дымковские мастера.
На экране по очереди возникают изображения не цветных силуэтов дымковских барышень, других фигурок людей, а также животных, птиц).
(Ответы детей: дымковские мастера лепят барыню; они лепят разные забавные фигурки людей, животных, птиц.)
— Перечислите названия игрушек, которые вы видите на столе. (Ответы)
— Почему же эти игрушки назвали дымковскими? (Их делают в селе Дымково).
— Кто может рассказать, как появились на свет дымковские игрушки?
Ребёнок: - Дымковские игрушки появились на свет очень давно. Жили в одном селе люди, когда на улице было очень холодно, они в домах затапливали печь. Дыма на улице было так много, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. В те времена у детей игрушек не было. Вот взрослые и начали лепить для них разные игрушки из глины.
— В какое время года взрослые лепили игрушки? (зимой).
— Почему лепили зимой? (Весной, летом и осенью у них было много работы в огороде, дома, на скотном дворе. А зимой было больше свободного времени, поэтому и лепили зимой).
(На экране слайд - изображения последовательности изготовления игрушек.)
Воспитатель: - Правильно. Глину они набирали на берегу реки Вятка, которая протекала рядом с селом и лепили из нее забавные фигурки, обжигали их в печи, покрывали мелом, разведенным на молоке, а затем расписывали красками. Так и появились дымковские игрушки. Да, эти игрушки, яркие, веселые, задорные, полюбились детям. К тому же многие из них были свистульки и у каждой свой неповторимый звук.
— Ребята, зачем игрушек-свистулек делали много? (готовились к празднику Свистунья).
(На экране - изображение старинного праздника «Свистунья»).
Воспитатель: - Правильно. Он проходил с музыкой, качелями, каруселями, свистом. Люди верили, что свистом могут прогнать темные силы.
(На экране возникает белый не цветной и не разрисованный силуэт филимоновской игрушки).
Воспитатель: - Как вы думаете, о каких игрушках пойдет сейчас речь? (Воспитатель обращает внимание детей на силуэт филимоновской игрушки).
- Почему вы так думаете? (У филимоновских игрушек сильно-сильно вытянутое тело, длинные шеи, маленькие головки, короткие ноги у животных и птиц).
- Назовите, какие игрушки вы видите на этом столе.
- Кто расскажет, где делают эти игрушки?
Ребёнок: - Эти игрушки делают в деревне Филимоново, поэтому они и называются филимоновскими. Делают их из глины, которую добывают в глубоких оврагах. Глина там мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Все игрушки не простые, они все - свистульки. У людей они спрятаны в предметы, которые держат в руках, а у птиц и животных — в хвостиках или ножках-подставочках.
Воспитатель: - Да, ребята, эти игрушки яркие, красочные, забавные, высокие и такие вытянутые, будто всегда чему-то удивляются.
(На экране – слайд, изображающий два вида народных игрушек: слева – дымковские, а справа – филимоновские.)
Воспитатель: - Теперь, ребята, расскажите о сходствах и различиях между дымковскими и филимоновскими игрушками. (Ответы детей).
Воспитатель проводит обобщение ответов детей:
СХОДСТВА:
- Сделаны из глины.
- Узор наносится на белом фоне.
- Расписаны яркими красками (желтый, синий, зеленый, малиновый, оранжевый, черный)
- Узоры состоят из точек, линий, кругов, овалов, мазков.
РАЗЛИЧИЯ:
1. Филимоновские — имеют удлиненную фигуру: узкие плечи, толстую шею, плавно переходящую в слишком маленькую головку. На голове барыни и кавалеров маленькие шляпки.
Дымковские — пышную фигуру, крупную голову, на голове кокошники, шляпы.
2. Филимоновские — без волос, а дымковские — с косой ниже пояса.
3. Элементы: из одних и тех же элементов составляются разные орнаменты.
Дымковские: точки, линии, круги, овалы
Филимоновские — точки, линии из которых составлены узоры в виде елочек, звездочек, цветов, похожих на солнце.
4.Филимоновские – все свистульки, а дымковские – не все.
Воспитатель: - Молодцы, вы многое знаете о дымковском и филимоновском промысле. Это вам пригодится. Потому что мы сегодня с вами будем лепить народную игрушку из глины, которую нам прислали с фабрики. Кто может нам напомнить, как правильно лепить народную игрушку, какие методы при этом используются? (Рассказ ребенка).
Мы с вами долго беседовали, поэтому сейчас встаньте, чтобы немного отдохнуть и провести физминутку.
ФИЗМИНУТКА:
«Дымковские игрушки».
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
(Руки на поясе, выставляют ногу на каблучок).
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
(Руки полочкой, делают пружинки).
У нас ручки крендельком
(Руки в боки, повороты туловищем из стороны в сторону).
Щёчки будто яблочки.
(Натирают кулачками щечки).
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
(Круговым жестом рук показывают на всех).
Воспитатель: - Сейчас вы приступите к лепке. Когда вы вылепите игрушку, вы покроете её белой гуашью, чтобы в дальнейшем в свободное время вы смогли бы раскрасить её в нашем творческом центре. Но сначала я хочу напомнить вам о том, чтобы вы не торопились, работали аккуратно, старались. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место и вымыть руки.
Самостоятельная работа детей под задорную народную музыку.
- Итоговая часть НОД.
Воспитатель напоминает о том, чтобы дети заканчивали лепить. Предлагает поставить работы на выставку. Проводится анализ работ детей (сначала детьми, потом воспитателем.)
Воспитатель подводит итог работы детей.
Воспитатель: - На этом наше занятие заканчивается.
|