Лепка декоративная.
Цель: продолжать формировать интерес к эстетической стороне окружающего, к самостоятельной творческой деятельности; развивать детское художественное творчество.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины. Развивать продуктивную деятельность детей, продолжать развивать детское творчество; приобщать детей к декоративной деятельности. Совершенствовать технические навыки. Закреплять умение лепить комбинированным способом. Упражнять в умении передавать выразительность образа.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие: продолжать развивать свободное общение взрослого и детей, развивать диалогическую речь; способствовать формированию компонентов устной речи (связной речи на основе диалога со взрослым), добиваться практического овладения детьми нормами речи. Продолжать развивать интерес к литературной речи; приобщать к словесному искусству; развивать художественное восприятие.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения (уборка рабочего места); продолжать формировать необходимые умения и навыки; воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам.
Познавательное развитие: продолжать формировать представления детей о народных промыслах страны, закреплять знания о гжельском промысле. Способствовать расширению кругозора детей, формированию целостной картины мира. Формировать первичные представления детей о соци- окультурных ценностях нашего народа.
Физическое развитие: способствовать формированию потребности в ежедневной двигательной деятельности; совершенствовать двигательные умения и навыки детей; способствовать развитию разных физических качеств и правильной осанки.
Предполагаемый результат: закрепляют знания о гжельском народном промысле; знакомятся с литературным материалом по этой теме; закрепляют трудовые навыки и умения, развивают ответственность и самостоятельность; развивают связную речь, упражняются в диалогической речи, закрепляют правильные грамматические формы речи; приобретают навык работы с глиной, совершенствуют свои технические навыки и умения.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная, чтение художественной литературы, игровая.
Формы организации совместной деятельности: беседа, просмотр слайдов, рассматривание образца; чтение литературного материала; продуктивная деятельность под музыкальное сопровождение; индивидуальная помощь.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения гжельского промысла, процессом изготовления гжельских изделий. Рассматривание и беседа о них; чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций; организация выставки гжельских изделий. Знакомство с приемами декоративного рисования, лепки; знакомство с глиной и приемами лепки из нее. Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий. Рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур. Организация выставки рисунков гжельской росписи, анализ детьми своих работ.
Словарная работа: керамическая, сервиз, сотворили, фарфор, хрупкие, незатейливый, подсвечники, загляденье.
Материал к НОД: проектор, ноутбук, экран, слайды; все необходимое для лепки (глина, клеенки, тряпочки для вытирания рук, стеки, белая гуашь, кисть для рисования, непроливайка с водой, салфетка); аудиозапись народной музыки, магнитофон.
Методические приёмы.
Словесные: беседа, вопросы; уточнение, описание, повторы, обобщение, рассказ, стихи.
Наглядные: рассматривание слайдов; рассматривание разбитой посуды; рассматривание готовых работ.
Практические: продуктивная деятельность (лепка), физминутка.
ХОД НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз – принесла красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила всю посуду по дороге в детский сад.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Как вы думаете, из чего она была сделана? (из стекла). Из чего бывает сделана посуда? (Дерева, стекла, металла).
(Показ изображения разных видов посуды на экране).
- Могла ли разбиться посуда из дерева? (нет). А металлическая (пластиковая)? (ответы детей). А стеклянная? (да)
- Верно, разбиться может. Только моя посуда была не такая прозрачная, как стеклянная и гораздо тяжелее. Как вы думаете, что это за посуда? (керамическая). Из чего её делают? (ответы). Правильно, керамическую посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочной? (обжигают.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. Как вы думаете, такая посуда может разбиться? (да).
Верно, может.
- Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
- Как вы думаете, ребята, какой предмет чайного сервиза разбился? Да, это был чайник. Остались одни чашки с блюдцами. Посмотрите, какие они красивые!
Ребенок:
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Воспитатель: - Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 500 лет работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.
(На экране – слайд, изображающий работу гжельских мастеров).
Воспитатель: - Ребята, хотите мне помочь? Тогда я предлагаю вам слепить вот такие гжельские чайники из глины. Мы покроем их белой краской, а позднее нанесём красивый гжельский узор. Но этим мы будем заниматься в свободное время в нашем творческом центре. А сегодня мы должны постараться правильно и красиво слепить чайник для заваривания чая – заварной. Посмотрите на экран. Видите, это гжельский чайник. Давайте его рассмотрим:
- Из каких частей он состоит? Что есть у чайника? (основная его часть, куда наливают воду; ручка; носик).
- Какой формы он может быть? (Округлой, слегка овальной).
- Как про него можно сказать? (пузатый).
- Какой формы может быть носик, ручка? (слегка изогнутыми, вытянутыми; носик на конце может быть немного волнистым; ручка тоже может быть волнистой по краю).
Воспитатель: - Как вы думаете, на сколько частей мы должны поделить этот кусок глины? Верно на четыре части – для корпуса, ручки, носика, а также лепки узора на чайнике. А каким узором можно украсить чайник? (цветы, розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, сетка и т.д).
- Не забывайте о том, что работать нужно аккуратно, постараться сделать свою поделку красивой, а по окончании лепки необходимо убрать свое рабочее место.
- Прежде чем начать лепить, давайте немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА:
«Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
Воспитатель: - Теперь приступайте к работе. Кто вылепит чайник, покрывайте его белой гуашью.
(Под спокойную народную музыку России дети лепят из глины).
По окончании работы (вылепили и покрыли белой гуашью) дети ставят свои работы на хохломской столик (каждое место обозначено маркировкой с именем ребёнка).
3. Итоговая часть НОД.
Воспитатель предлагает выбрать самый красивый чайник и проанализировать детские работы.
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
Воспитатель: - Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера! В конце нашего занятия давайте еще послушаем красивые стихи про сказочную голубую гжель.
Ребёнок:
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Ребёнок:
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская, звонкая Гжель!
Ребёнок:
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её название Гжель.
|