Воспитатель - это призвание!

Воскресенье, 19.05.2024, 16:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2017 » Май » 9 » Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе.
23:43
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе.

Ручной труд. Тема: «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Кувадки».

Цель: изготовление куклы-кувадки.

Задачи НОД:

Основная образовательная область.

Художественно-эстетическое развитие: развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта. Упражнять в умении изготавливать народную куклу.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи образовательных областей:

Познавательное развитие: расширять представления о народных обычаях России, о разнообразии народного искусства. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла; пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безликая кукла).

Речевое развитие: продолжать развивать свободное общение взрослого и детей; способствовать формированию компонентов устной речи (связной речи на основе диалога со взрослым), добиваться практического овладения детьми нормами речи.

Социально-коммуникативное развитие: продолжать развивать трудовую деятельность; совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать желание принимать участие в посильном труде по уборке своего рабочего места.

Физическое развитие: развивать мелкую моторику пальцев, подготовить мышцы пальцев для работы с помощью пальчиковой гимнастики.

Предполагаемый результат: дети учатся мастерить народную куклу; упражняются в пении колыбельных, частушек; формируются представления о народных куклах.

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная, игровая, музыкально-художественная.

Формы организации совместной деятельности: пение частушек, пальчиковая гимнастика, совместное пение колыбельной под звон колокольчика.

Предварительная работа: ознакомление с предметами народного быта в русской избе; беседы о народных куклах, их видах; рассматривание кукол при посещении мини-музея группы №3; чтение стихов про народные куклы, рассматривание книг, книжных иллюстраций; рассматривание различных кукол (в том числе и народных).

Словарная работа: пригожие; кукла-пеленашка, кукла «День-ночь», кукла «Десятиручка»; Кувадка, безликость, «злые духи», «обережная» кукла, уподобить, народные поверья, обретала, неодушевленный предмет; прославлять, скрутка, перевязка.

Материал к НОД: демонстрационный: проектор, ноутбук, экран, слайды с изображением разных видов народных кукол, способа изготовления куклы Кувадки. Раздаточный: набор ниток, лоскутов ткани, бусинки на каждого ребенка.

Методические приёмы.

Словесные: загадка, рассказ, присказка, вопросы, уточнение, напоминание, указание, описание, обобщение, частушки.

Наглядные: рассматривание предметов для работы; использование сигнальных карточек-обозначений; просмотр слайдов; рассматривание готовых работ.

Практические: проведение физминутки с использованием бусинок; приёмы изготовления куклы (сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание).

 

                   ХОД НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас, как ясные соколы!

А девочки, как аленькие цветочки

Воспитатель: - Дети, послушайте и отгадайте загадку:

- Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять?

Воспитатель: - О какой игрушке говорится в загадке?

Воспитатель: - Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (дочка, будет спать).

2. Основная часть.

- В нашей группе наряду с современными куклами есть куклы и в русских сарафанах.

Рассказ воспитателя о кукле.

- Давным–давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках у детей не было столько игрушек, как у вас сейчас, дети придумывали и делали себе игрушки сами, а иногда им помогали и родители. Посмотрите, что я вам принесла?!

(Воспитатель поднимает платок из корзины, и достает куклу- кувадку).

Воспитатель: Посмотрите, чем эта куколка отличается от современной куклы? (Она не имеет лица, изготовлена из ткани, связана ниточками).

Воспитатель: - Есть много разных тряпичных кукол — это и «Кукла –пеленашка» и кукла «День и ночь», кукла «Десятиручка». Каждая из них похожи между собой, так как изготовлены из ткани и ниток.

Воспитатель: - Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Служила она для того, чтобы отвлечь злые вредоносные силы от мамы и только что родившегося ребёнка. Кукла-кувадка встречала на пороге этого мира только что родившегося младенца. Самым первым с этой куклой должен играть отец будущего малыша, чтобы отгонять злых духов от младенца, а потом она становилась игрушкой ребенка. Их подвешивали над люлькой малыша, как сейчас подвешивают погремушки. Когда ребенок подрастал, то из оберега она превращалась в игрушку. Красивая кукла, сделанная своими руками с любовью, была гордостью любого ребёнка. Главной особенностью этой куклы является то, что делали её без иголки и у неё не было лица. «Безликость» — следы древней «обережной», подчеркивало оберегающую, защищающую роль куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом», как бы обретала душу, и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить.

В традиционном русском народном фольклоре о куколках сложено много песен и частушек, и мы с вами знаем частушки и о наших тряпичных куколках, давайте их споем.

Частушки:

- А про куклу, про игрушку

сочинили мы частушки,

Прежде чем их записать

Стали петь их и играть.

- Наша кукла хороша

Ты, кувадочка-краса,

В доме русском ты живёшь

Детям счастье принесёшь.

- Наша кукла принесёт

Много людям радости.

И удачу, и богатство -

Это нужно каждому.

- Мы традиции все помним

И не станем забывать

А тряпичную мы куклу

Будем дальше прославлять.

- Изготовим куклу нашу

Ручками волшебными,

Будем ниточки вязать

И из ткани наряжать.

Присказка: -А в корзине у меня есть и ткань, и нитки,

Куклу сделаем сейчас, из лоскутьев пёстрых.

Перевяжем мы ее нитками цветными

И волшебное свое выдумаем имя!

Воспитатель: - А вы бы хотели иметь эту куколку у себя? (ответы детей.) Сегодня я предлагаю смастерить такую куколку.

- Посмотрите на рабочие места, где стоят сигнальные карточки с красными и синими кружочками. Мальчики садятся там, где синие кружочки, девочки – где красные.

(Дети занимают свои места).

- И куколки у нас будут разные: у мальчиков из ткани с голубыми цветочками, а у девочек - с красными цветочками.

- Все заняли свои места, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

- Каждый возьмите по большой бусинке, положите на ладошку, посмотрите на нее, какая у вас бусинка?….. Все рассмотрели свои бусинки, катать мы ее будем круговыми движениями, повторяйте вместе со мной:

- А мы бусинки катали,

И желанья загадали.

Чтоб здоровым всем расти

Счастье в дом нам принести.

 

- Отложите большую бусинку, в нашей работе нам они ещё потребуются, только гораздо меньшего размера.

- Способ изготовления тряпичной куклы нам знаком. Мы сейчас вспомним основные этапы ее изготовления.

- Вспомните, что мы должны сделать сначала? (воспитатель выставляет картинку.)

http://www.rukukla.ru/file/0001/0232.jpg

1.Возьмём ткань поплотнее, и выполняем скрутку.

2. На большом квадрате ткани, находим серединку, прикладываем туда скрутку, теперь голова стала круглой формы.

3. Завязываем ниткой на уровне шеи. Получилась голова.

4. Теперь что мы будем делать? (Делать руки)

Свободные концы ткани выравниваем, отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой с обеих сторон. Вот и руки готовы.

5. Оставшийся уголок ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. У такой куклы лицо рисовать не будем, как делали в те далёкие времена.

Воспитатель: Скажите что можно, одеть на нашу куколку. Юбочку, платочек, а можно добавить передник.

Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя.

Воспитатель: - Для ваших кукол я приготовила подарок — бусы. Какие они красивые, яркие, нарядные. Выбирайте, кому какие нравятся.

-Какого цвета бусы вы выбираете?

- Вот и всё куколка готова! Посмотрите, какие они получились красивые и нарядные.

Воспитатель предлагает выйти детям в круг.

- Вы возьмёте свою куколку домой. А мама положит её под подушечку. Пусть она вас оберегает. Всем вам мама напевает колыбельную песенку. Давайте споём колыбельную под звон колокольчика, ту, которая нам с вами знакома.

Колыбельная для куколки:

- Ай люли, люли, люли

Кукле радуемся мы.

Станем куколку качать,

Её не будем огорчать.

Мы ей песенку споем:

Засыпай, ты, крепким сном.

Баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай.

3. Итоговая часть НОД.

- Какую куклу мы сегодня с вами изготовили?

-Почему она так называется?

- Какое имя вы дадите своей кукле?

- Молодцы, хорошо трудились, а теперь можете поиграть со своими куколками.

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1349 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031