Воспитатель - это призвание!

Воскресенье, 19.05.2024, 11:39

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2017 » Октябрь » 4 » Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для старшей группы по теме "Мы - народные мастера".
20:45
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для старшей группы по теме "Мы - народные мастера".

Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру; удовлетворять потребности детей в самовыражении.

Задачи НОД:

Основная образовательная область.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать декоративное творчество детей. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи. Продолжать учить ритмично располагать узор на бумажных силуэтах. Продолжать приобщать детей к слушанию народной музыки.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие: продолжать развивать свободное общение взрослого и детей. Развивать умение поддерживать беседу. Упражнять в ведении монологической речи. Способствовать формированию компонентов устной речи (связной речи на основе диалога со взрослым), добиваться практического овладения детьми нормами речи. Продолжать развивать интерес к литературной речи; приобщать к словесному искусству, устному народному творчеству (загадки, стихи); развивать художественное восприятие.

Познавательное развитие: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов. Закрепить и уточнить знания об истории народной игрушки – матрешки, ее внешним обликом, особенностями росписи Полхов – Майданской и Загорской матрешки. Обобщить знания о городецкой и гжельской росписи. Продолжать прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Физическое развитие: сохранение и укрепление здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение переутомления.

Предполагаемый результат: дети закрепляют знания о некоторых видах народных промыслов, приобщаются к народному творчеству; упражняются в отгадывании загадок, приобщаются к словесному творчеству; продолжают учиться украшать бумажные силуэты и создавать готовый образ (матрешек). Совершенствуется диалогическая и монологическая речь детей и формируются компоненты устной речи. Формируются технические навыки детей, развивается аккуратность, воспитывается выдержка и умение доводить начатое до конца.

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная, музыкальная, игровая.

Формы организации совместной деятельности: беседа, рассказ, просмотр слайдов; элемент театрализованной деятельности, чтение стихов, загадывание загадок; индивидуальная помощь, рассматривание и анализ работ.

Предварительная работа: рассматривание предметов народно-прикладного искусства, наборов открыток, книжных иллюстраций, альбомов; организация книжных выставок, выставок детских работ; продуктивная деятельность детей во время нод и в самостоятельной деятельности; просмотр слайдов, беседы и рассказы взрослого о народных промыслах; рассматривание матрешек; чтение стихов, загадок, потешек о народных промыслах и народных умельцах.

Словарная работа: творения, прялки, полушалки, издавна, диковинные, керамическая, мудрец Фукурума.

Материал к НОД: ноутбук, экран, слайды; костюм для матрешки; магнитофон с аудиозаписью народных мелодий; материал, необходимый для изодеятельности (клеёнки на столах, подносы с предметами для рисования - стаканчик для кисточек и кисти, непроливайка с водой , тряпочка, краски-гуашь), силуэты матрёшек.

Методические приёмы.

Словесные: беседа, вопросы; уточнение, напоминание, указание, описание, повторы, обобщения; стихи, загадки.

Наглядные: просмотр слайдов; рассматривание силуэтов, готовых работ.

Практические: пальчиковая гимнастика, физминутка.

Игровые: появление ребёнка-Матрешки.

 

ХОД НОД:

  1. Организационный момент.

(На экране – слайд, изображающий предметы различных народных промыслов России).

Воспитатель: - Ребята, в течение года мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев, которыми славится наша Россия. Сегодня мы вспомним и о тех удивительных предметах, которые делают народные мастера и сами окажемся в роли этих мастеров.

Ребёнок:

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О промыслах народных

Пойдет сейчас рассказ.

(Звучит музыка, входит девочка Матрешка.)

  1. Основная часть.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Матрешка.

( Матрешка грустно здоровается). - Матрешка, отчего ты такая печальная?

Матрешка: - Пришла я к вам из города Мастеров. Беда у нас приключилась. Жила у нас девушка, по имени Марья. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить умела, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. Прослышал о Марье-искуснице Кощей Бессмертный, налетел на город, схватил ее и унес в свое Кощеево царство, и исчезла вместе с Марьей радость и красота. Помогите, ребята, освободить Марью и вернуть людям красоту и радость.

Воспитатель: Не переживай, Матрешка. Мы обязательно с ребятами что-нибудь придумаем. Ребята, поможем Матрешке? Присаживайся к ребятам, Матрешечка.

- Но, сначала нужно отгадать загадку. Именно она подскажет нам, что нужно делать.

От дома начинается,

У дома и кончается…(дорога)

- Правильно, дорога. Именно она приведет нас в Кощеево царство. Но дорога эта дальняя и трудная. На пути нас ожидают сложные вопросы и только, ответив на них правильно, вы сможете освободить Марью и вернуть людям красоту и радость. Вы готовы? Тогда в путь!

- Итак, первая загадка.

Ребёнок: Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы

Как-будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

- О какой росписи пойдет сейчас речь?

- Почему так думаете?

(На экране – слайд с изображением городецких изделий).

- Кто может что-то рассказать нам о городецкой росписи.

Ребёнок: - Городецкие игрушки, посуду издавна делают в г. Городец, который расположился на берегу реки Волга. Отсюда и получили они свое название Городецкие. Самая красивая Городецкая игрушка – это конь. Его рисуют на деревянных дверцах щкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно коня окружают яркие сказочные цветы. Рисуют и диковинных птиц. И получается, как-будто, эти кони мчатся в каких-то сказочных садах или даже в целых сказочных царствах.

Воспитатель: - Когда-то в Городце строили для всей Волги корабли. Да не простые, а дивно разукрашенные, с всякими разными фигурами и узорами, и дома в Городце украшали и украшают узорами, поэтому они похожи на сказочные терема.

— Кроме птиц, коней, какими еще элементами украшают художники городецкие изделия? (цветы.)

— Как называются цветы? (шиповник, роза.)

— Какие три основные краски используются в городецкой росписи?

— Как называются мазки, при помощи которых художники оживляют изображения? (оживка.)

— Какой краской наносят оживки?

Воспитатель: - Ребята, чтобы дальше вы смогли выполнить трудные задания, нам нужно немного отдохнуть. Встаньте и приготовьтесь к физминутке.

ФИЗМИНУТКА:

Мы сегодня рисовали (ходьба на месте).

Наши пальчики устали. (активное сгибание и разгибание пальцев).

Пусть немного отдохнут (приседаем, руки «падают» вниз).

Снова рисовать начнут. ( встают и встряхивают руками перед собой).

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем. (энергично отвести локти назад, а потом выполнять круговые движения пальцами).

Воспитатель: - Сейчас послушайте еще одну загадку.

Ребёнок:

Снежно-белая посуда
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми …(гжель)

(На экране – слайд с изображением гжельской посуды).

Воспитатель: - О какой росписи идет речь? Что вы можете рассказать об этом промысле?

Ребёнок: - "Гжелью" называлась местность в Московской области, богатая глиной. Жители этих сел были прекрасными мастерами, изготавливали очень красивые изделия, которые так и стали называться – гжельскими. Гжельцы расписывали предметы посуды: тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины, а также игрушки и т.д. Свои работы они украшали в сине-голубых тонах.

Воспитатель: - Уже очень давно гжельская местность стала центром керамического производства Руси. Гжельские мастера производят керамическую посуду, игрушки, которые расписывают синей и голубой краской по белому фону.

- Какие виды гжельского рисунка вы знаете? (ответы детей.)

Воспитатель (обобщение): - На сегодняшний день темы гжельского рисунка делится на 3 вида: растительная (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.); орнаментальная (узоры). В первую очередь - это "шашечки" (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику.) Сюда можно отнести гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики»; cюжеты (природа и времена года ).

Воспитатель: - А теперь следующая загадка:

Ребёнок: В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница. (Матрешка)

(На экране – слайд с изображением матрешки.)

— Кто мастерит деревянных сестриц? (Вытачивает токарь)

— Кто расписывает матрешек? (Художник)

— Кого изобразил художник, расписывая матрешку? (крестьянскую девочку в сарафане, платочке, фартучке)

— Откуда в России появилась матрешка? (Ее привезли из Японии)

— Кто расскажет об этом подробнее?

Ребёнок: - Много лет назад, в Россию из Японии, купцы привезли маленькую куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок. Эта фигурка изображала старичка – мудреца Фукурума. (Если ребенок затрудняется, подсказать). Голова у него была вытянута, потому что он много думал. Фигурки эти понравились взрослым и детям, и через некоторое время в России появились игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Одеты они были в русскую одежду: сарафан, фартуки. И назвали этих кукол Матренами или ласково Матрешками.

Воспитатель: - Да, ребята, в то время имя Матрена было очень распространенным, вот поэтому и назвали куколку этим именем. Первая русская матрешка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платочке, с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, 8-ая, изображала завернутого в пеленки малыша. Мастера пытались изменить матрешек. Они делали фигурки по сказкам, создавали целые семьи из матрешек. Пытались изменить их форму и вытачивали фигурки в виде древнерусского шлема, в виде конуса, но они не нашли спроса. Так и осталась матрешка традиционной (привычной) формы. Эти игрушки делают до сих пор.

Воспитатель: - Какие виды матрешек вы знаете?

(Ответы детей сопровождают слайды с изображением определенного вида матрешки).

(Матрешки бывают разные: загорские, полхов-майданские, семеновские. Каждая матрешка имеет свое лицо, свой наряд, свой характер.

Загорские матрешки устойчивые, толстобокие, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, в переднике с вышитым узором или с цветами, в красных, синих, зеленых платках.

Полховмайданские — стройные, удлиненные, маломестные или даже совсем неразъемные с маленькой длинной головой. По желтому фону разбросаны малиновые цветы да ягоды, зеленые листья.

У Семеновских матрешек на передничке всегда букет ярких цветов, желто-красные полушалки. На щеках малиновый румянец, прямой пробор волос, брови дугой и ротик бантиком.)

Воспитатель: - Все матрешки яркие веселые пригожие, потому что делают их талантливые мастера. В наше время Матрешку знают во всем мире. Стала она русским сувениром.

Воспитатель: - Вы, ребята, хорошо справились с этими заданиями. Сейчас вам предстоит выполнить самое сложное и ответственное задание – самим стать народными мастерами и умельцами. Выберите себе любой трафарет вот на этом столе и украсьте его одним из видов декоративной росписи, о которых мы сегодня вспоминали. Если кто-то захочет нарисовать и украсить матрешку, то вы распишите её полхов-майданским узором, потому что именно с ним мы познакомились в этом году.

Воспитатель: - Прежде чем приступить к рисованию, встаньте, мы с вами немного отдохнем.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

Умные руки – основа науки,
Руки – это лицо человека.

(Держат руки перед собой, ладонями к себе, делают движения руками вперед-назад).
Руки, о многом они говорят,

(Разводят круглые руки в стороны).
Глаз только видит, (делают «очки» руками), а руки творят!(сжимают кулачки).
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни
(смотрим на раскрытые ладоши и вертим ими)
И вот эдак и вот так, не обидятся никак.
(потираем руки).
Раз, два три, четыре, пять
(хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.

Воспитатель: - Теперь приступайте к рисованию.

(Дети работают под спокойную русскую народную музыку. На экране – слайд, изображающий работу художников в народных мастерских).

  1. Итоговая часть НОД.

Воспитатель: - Заканчивайте свою работу, ребята. Вот здесь будет выставка ваших рисунков. Пожалуйста, развешивайте их здесь. Какие красивые работы получились у вас! Матрешка, тебе какой рисунок больше нравится? Почему?

(Матрешка выбирает работу и объясняет свой выбор).

Матрешка: - Ребята, большое вам спасибо. Я отнесу ваши работы Кощею Бессмертному, я уверена, они ему очень понравятся. А в обмен на вашу красоту он отпустит Марью-искусницу. Спасибо, до свидания.

Воспитатель: - Спасибо вам, ребята, что помогли освободить Марью. Вы все очень старались. Можете немного отдохнуть и поиграть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 875 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031