Цель: продолжать формировать интерес к эстетической стороне окружающего; удовлетворять потребности детей в самовыражении.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Художественно-эстетическое развитие: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности. Совершенствование умений в аппликации по мотивам народного промысла (Полхов-Майданского). Закрепление технических навыков (владение ножницами, способы вырезывания, обращение с клеем). Уточнять знания детей об элементах данного промысла, цветовом колорите. Поддерживать интерес к народным и современным колыбельным, упражнять в их пении. Формировать музыкальную отзывчивость на произведение.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Задачи образовательных областей:
Познавательное развитие: продолжать прививать чувство благодарности к человеку за его труд; закреплять представления детей о Полхов-Майданском промысле, о колыбели. Поддерживать интерес к устному народному творчеству, закрепить знание пословиц о колыбели.
Речевое развитие: продолжать развивать интерес к литературной речи; приобщать к словесному искусству; развивать художественное восприятие. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей. Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Социально-коммуникативное: самообслуживание – воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию; продолжать учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, протирать столы. Общественно-полезный труд – воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения (дежурство в том числе). Разъяснять детям значимость их труда. Закреплять умение детей использовать в работе более экономные приемы труда. Продолжать учить оценивать результаты своей работы. Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения; воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
Физическое развитие: упражнять в пальчиковых играх. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Предполагаемый результат: дети закрепляют знания о колыбели, упражняются в пении народных колыбельных, слушают современные колыбельные. Формируются знания о народном промысле Полхов-Майдана (цвета, элементы, расположение элементов, название предметов). Обогащаются знания о народных пословицах. Закрепляются технические навыки и умения; дети упражняются в продуктивной деятельности (аппликации). Развиваются эстетические чувства, творчество детей. Формируется интерес к народному творчеству.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная, речевая, музыкальная, познавательная.
Формы организации совместной деятельности: рассматривание колыбели, убаюкивание куклы и пение знакомых колыбельных; прослушание современных колыбельных во время продуктивной деятельности. Диалог воспитателя и детей; просмотр слайдов; повторение пословиц про колыбель. Продуктивная деятельность под музыкальное сопровождение; индивидуальная помощь.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов, наборов открыток о данном промысле; организация выставок предметов полховского промысла; просмотр слайдов, чтение стихов о нем; проведение познавательных нод с целью знакомства детей с историей и содержанием полховского промысла. Занятия продуктивной деятельностью во время нод и в свободное время в творческом центре; организация выставок детских работ.
Словарная работа: «без призора», «приданое в коробейку».
Материал к НОД: колыбелька, кукла, ноутбук, экран, слайды, магнитофон с аудиозаписью детских колыбельных; силуэты для выполнения работы, материал для выполнения аппликации (клеёнки, кисти в стаканчиках, клей, тряпочки, баночки с клеем, наборы цветной бумаги).
Методические приёмы.
Словесные: беседа, вопросы; обобщения, напоминания, пословицы.
Наглядные: рассматривание колыбели; рассматривание силуэтов.
Практические: пальчиковая гимнастика; пение и слушание колыбельных.
ХОД НОД:
- Организационный момент.
(В группу вносится колыбель для куклы).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это перед вами? (Колыбель).
- Основная часть.
- Для чего нужна колыбель? А в эту колыбельку кого мы можем положить? (Куклу).
- Кто хочет выйти и показать, как нужно правильно укладывать младенца спать? (Воспитатель вызывает кого-то из желающих. Ребенок показывает, как пеленают «ребенка», укладывают, качают, баюкают.)
- А как еще можно уложить спать «ребенка»?
(Вызванный ребенок укладывает куклу в колыбельку и поет ей колыбельную песню.)
- Какие еще колыбельные песни вы знаете?
(Воспитатель вызывает двоих детей по очереди.)
- Ребята, кто из вас знает пословицы про колыбель?
Пословицы: *Дочку в колыбельку - приданое в коробейку.
*Если имеешь ребёнка в колыбели, не ссорься с миром.
*Кресло – старому, колыбель – малому.
*Кто без призора и колыбели, тот весь век не при деле.
Воспитатель: - Вот видите, как много всего вы знаете про колыбель. Вчера на занятии вы украшали силуэт колыбели полховским узором. Сегодня мы с вами продолжим украшать её. Мы продолжаем с вами знакомиться с полхов-майданским промыслом, поэтому на сегодняшнем занятии мы опять будем украшать силуэт колыбели этим узором. Только узор будем наносить не с помощью красок, а с помощью цветной бумаги, мы будем выполнять аппликацию.
- Давайте вспомним, какие узоры характерны для этого промысла? («Листья и веточки», «Ягоды и бутоны», «Цветочки» и т.д.)
- Какого цвета бумагу вы будете использовать во время работы? (Черную, синюю, желтую, красную, зеленую, фиолетовую). Верно, такие краски используют полховские мастера.
- Как могут быть расположены листики на веточке? (Сверху и снизу).
- Какого цвета лист? Какой формы? (зеленого, овальной). Вспомните, как можно вырезать лист из бумаги. (Из прямоугольника, сложив его пополам, совместив углы, срезая углы и закругляя ножницы плавно).
- Какой формы ягоды? Какого цвета? (круглой формы, красные, фиолетовые).
- Как можно вырезать круг? (Из квадрата, сложив его пополам, совместив углы и плавно срезая углы).
- Как можно вырезать сразу несколько одинаковых предметов? (Например, кругов или овалов). (Сложить бумагу гармошкой; использовать прием симметричного вырезывания.)
Воспитатель: - Напомните, какие правила необходимо соблюдать при работе с ножницами, кисточкой, клеем. (Ножницы при вырезании держим кончиками вперед, от себя, не направляем их в лицо, после вырезывания необходимо поставить их в стаканчик; в баночку с клеем обмакиваем не всю кисть, а ее кончик или половину кисти, лишний клей снимаем о край баночки; клеем намазываем всю поверхность приклеиваемой детали с изнаночной стороны; деталь намазываем клеем на клеенке; тряпочкой пользуемся для приклеивания детали и снятия излишков клея с неё, прижимая её к бумаге. Все обрезки должны находиться на подносе, не на клеёнке, чтобы не приклеились к работе. Прежде чем начать приклеивать детали, нужно составить весь орнамент, а потом убирать и приклеивать по одной детали.)
- Приготовьте свои силуэты и подумайте о том, каким узором вы его украсите.
- Теперь вы готовы начать работать, но сначала подготовим наши руки, наши пальцы. Встаньте для проведения пальчиковой гимнастики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
«Пальчики»
Вот этот самый толстый пальчик у меня,
(сгибаем и разгибаем большой палец.)
Вместе с ним танцуют все мои друзья.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Этот самый ловкий пальчик у меня,
(Сгибаем и разгибаем указательный палец.)
И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Вот этот самый длинный пальчик у меня,
(Сгибаем и разгибаем средний палец.)
Вместе с ним танцуют все мои друзья.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
А вот этот пальчик лодырь у меня,
(Сгибаем и разгибаем безымянный палец.)
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют
все мои друзья.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
А этот пальчик – мальчик лучший у меня,
(Сгибаем и разгибаем мизинец.)
Вместе с ним танцуют все его друзья.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Все мои пять пальцев - дружная семья.
(Сжимаем и разжимаем кулачки по очереди.)
И, когда они танцуют, танцую с ними я!
(Хлопки в ритме текста.)
Воспитатель: - Приступайте к аппликации.
(На экране - изображения элементов полхов-майданского узора.)
Дети самостоятельно работают под спокойное звучание современных музыкальных колыбельных. Воспитатель по мере необходимости осуществляет индивидуальную помощь.
- Итоговая часть НОД.
- Воспитатель: - Заканчивайте работать. Поместите свои аппликации на выставку. Рассмотрите их внимательно и скажите, какая аппликация вам понравилась больше всех и почему. Объясните свой выбор. вызывает двоих-троих детей для анализа детских работ.)
Воспитатель проводит анализ работы детей во время занятия и подводит итог.
- Наше занятие закончилось. Можете убрать свое рабочее место и перейти к играм в творческих центрах.
|