Цель: вызвать интерес к народным обычаям; закрепить знания детей о традиции чаепития на Руси.
Основная образовательная область.
Познавательное развитие: расширять и закреплять представления детей о народной культуре; продолжать знакомить с предметами народного интерьера, быта (самоваром). Формировать представления о зарождении чаепития на Руси; продолжать приобщать к русскому фольклору (стихи о чаепитии, загадки, пословицы). Развивать сенсорные навыки детей, умение определять по вкусу название. Воспитывать уважительное отношение к своей Родине.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие: продолжать развивать речь как средство общения; развивать свободное общение взрослого и детей; способствовать формированию компонентов устной речи (связной речи на основе диалога со взрослым), продолжать развивать интерес к литературной речи; приобщать к словесному искусству. Закреплять и упражнять в правильном, отчетливом произнесении звуков
Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность): продолжать приобщать детей к музыкальному искусству – музыке в исполнении русских народных инструментов; формировать музыкальную отзывчивость на произведение. Развивать танцевальное творчество. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений. Развивать чувство ритма, умение через движение передавать характер музыки. Формировать певческие навыки. Продолжать совершенствовать театрализованную деятельность детей, формировать интерес к участию в инсценировках.
Предполагаемый результат: формируются знания о народных обычаях (чаепитии). Дети упражняются в умении вести диалог. Развиваются музыкальные навыки детей: певческие (частушки, песня про самовар), ритмические («Русская кадриль»); развиваются театральные способности (дети приобретают навык участия в инсценировках). Упражняются в чтении стихов, отгадывании загадок; дети закрепляют знания о народных пословицах. Развиваются сенсорные способности (умение определять по вкусу). Развиваются нравственные качества детей (чувство гостеприимства, душевного контакта во время чаепития).
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, музыкально- художественная.
Формы организации совместной деятельности: беседа,; игровые упражнения; чтение, обсуждение; театрализация, пение, танцевальные действия; просмотр слайд-шоу по теме; чаепитие за столом.
Предварительная работа: знакомство с самоваром; рассматривание книг, иллюстраций, картин; знакомство с устным народным творчеством (потешки, загадки, народные песенки, поговорки и пословицы), народным фольклором, народно-прикладным искусством; организация выставок предметов народного быта, книжных выставок; создание мини-музея; изготовление макета русской избы; продуктивная деятельность детей; слушание народных музыкальных произведений, пение песен; проведение детских чаепитий в группе.
Словарная работа: хлебосольство, радушие, каравай, повседневная, общедоступная, император, «триумфальное шествие», «гласит», ритуал, очаг, уют, кум, кума.
Материал к НОД: создание русского народного интерьера в группе; ноутбук, экран, слайды в соответствии с темой НОД; самовар и все для чаепития; разные виды чая, заваренные и налитые в чашки с блюдцем; все необходимое для инсценировки (стол, стулья, полотенца, чашки, стаканы, блюдца, самовар); русские народные костюмы для детей и воспитателя; аудиозапись песни «Пых-пых, самовар!», народной музыки для частушек и танца.
Методические приёмы.
Словесные: беседа, вопросы; уточнение, описание, повторы, обобщения; чтение стихов воспитателем и детьми; загадки, пословицы; частушки и песня.
Наглядные: просмотр слайдов.
Практические: инсценировка, «конкурс знатоков», танец.
ХОД НОД:
(На экране изображение старинного чаепития)
Дети в русских народных костюмах встречают гостей шутками-прибаутками. Воспитатель вместе с детьми созывает гостей.
Воспитатель:
- Не толпитесь у дверей-
Проходите поскорей.
Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой ведите.
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Ребенок:
- Не стесняясь, проходите
В наш просторный зал, друзья.
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя.
Ребенок:
- От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждём.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Ребенок:
- Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждёт,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
Ребенок:
- Мир, вам гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу тёплую, желанную
Мы готовили для вас.
Ребенок:
- Хлебосольством и радушием
Знаменит наш русский край.
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
Дети сидят на лавочках и в ходе беседы знакомят присутствующих с традицией чаепития на Руси. (На протяжении беседы на экране меняются различные слайды с изображением старинного и современного чаепития).
Воспитатель: - По доброй русской традиции пригласили Вас на чай. А что это значит?
(Дети, рассказывающие о чаепитии, подготовлены заранее).
Ребёнок: - Традиция приглашения на чай известна на Руси с конца XVIII века. «Пригласить на чай» или «пригласить на чашечку чая» означало «пригласить в гости».
Ребёнок: - «На чашечку чая» обычно приглашали хороших знакомых или друзей дома.
Ребёнок: - Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.
Ребёнок: - Чай - это прекрасный полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повседневную жизнь многих народов мира.
Ребёнок: - У разных народов существуют свои чайные традиции. Так, например, в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остаётся только с добрыми мыслями.
Ребёнок: - А вот у нас чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем – национальная русская традиция.
Ребёнок: - Более ста лет назад чай стал поистине народным напитком. Именно в этот период в России было открыто множество общедоступных чайных заведений.
Воспитатель: - Впервые чай открыли в Китае. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретом, как производство шелка, фарфора, бумаги и других великолепных китайских изобретений. Даже поэты воспевали чай в своих стихах.
Ребёнок: - Давным-давно, в одной китайской легенде говорилось о том, что 5 тысяч лет тому назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал вскипятить ему воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее.
Ребёнок: - Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен.
Воспитатель: - А при дворе этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру, а потом распробовали вкус чая и в России.
Дети приглашают гостей за круглый стол на чаепитие. Все рассаживаются.
Ребёнок:
- Ой, вы, гостюшки честные,
Люди вы мои родные!
Коли лгу, пусть Бог простит,
Но история гласит,
Что без чая с той поры
Жить не могут на Руси.
Воспитатель: - Да, действительно, традиция чаепития издавна живёт на Руси. Об этом гласят пословицы и поговорки. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети проговаривают пословицы и поговорки:
Чай пить – не дрова рубить.
Выпей чайку – забудешь тоску.
Чаем на Руси никто не подавился.
Чай человеку подать – уважение оказать! и др.
Воспитатель: - Сейчас, мы проведём «Конкурс на лучшего знатока чая». Определите на вкус, что добавлено в чай. (Чай с лимоном, чай чёрный, зелёный чай, чай с клубникой, малиной, мятой, душицей, молоком, имбирем и т.д.)
(Дети в русских народах костюмах подносят чай с добавками, гости должны определить, какой это чай.)
Дети и воспитатель совместно с гостями сидят за круглым столом
Воспитатель:- Уже более двухсот лет назад выработался русский ритуал чаепития. Непременным атрибутом русского чаепития стал…. Отгадайте, кто?
Загадка:
Сверху – дыра, снизу – дыра,
А посередине – огонь да вода.
Никогда не ест, а только пьёт,
А как зашумит – всех приманит.
(Самовар).
Воспитатель: - Первые самовары на Руси появились при царе Петре Первом. По его велению первый самовар был изготовлен в городе Туле.
Ребенок: - Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в любом доме.
Воспитатель: - А ещё, какие главные атрибуты чаепития были, без чего нельзя было обойтись? Узнайте об этом из загадок.
(Воспитатель загадывает загадки всем присутствующим, изображение отгадок появляется на экране. )
- Под одной крышей,
4 брата стоят. (Стол)
- Из горячего колодца,
Через нос водица льется. (Чайник)
3.Был листок зелёным-
Чёрным стал, томлёным,
Был листочек зубчатым-
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине-
Стал он в магазине. (Чай)
4. Белый камень во рту тает? ( Сахар)
5. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
6. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну, и объедение! (Бублик)
7. В печь сперва его сажают, а как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо, ну, теперь зови ребят, по кусочку все съедят. (Пирог)
8.Стоит толстячок,
Подбоченившись бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Дети приглашают гостей в хоровод и поют частушки.
Воспитатель: - Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки про наш русский самовар!
(Дети поют частушки и пританцовывают.)
1.Посидеть за самоваром рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
2. Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавец самовар.
3.Самовар пыхтит, искрится, щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица он своею добротой.
4.Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.
5.Чай нам дарит и веселье, и безудержный задор,
А ещё, в том нет сомненья, задушевный разговор.
6.Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!
Воспитатель: - Сейчас вы посмотрите сценку «ЗА ЧАЕМ». Приглашаем наших артистов.
Действующие лица: хозяин, хозяйка, гости - кума, кум.
Хозяин и хозяйка сидят за столом.. Входят гости.
Гость: -Чай да сахар!
Гостья: - Хлеб да соль!
Хозяйка (встает): - Милости просим к чаю! (Садятся все трое.)
Хозяин:- О, да и самовар вскипел! Заваривай, кума!
(Гостья заваривает сразу же чай.)
Гостья: - Разливай, кум!
(Гость разливает: женщинам — в стаканы, мужчинам — в чашки.)
Хозяйка: - Вам с вареньем или со сливками?
Гостья: - Со сливками, пожалуйста.
(На стульях висят полотенца, к ним никто не притрагивается. Все пьют чай без блюдец.)
Воспитатель: - Кто заметил, какие ошибки были допущены во время этой чайной церемонии?
— Чай строго должна разливать хозяйка, а не гости.
— Во время чаепития не пользовались специальными полотенцами..
— Если самовар только что вскипел, ждали, пока вода перестанет кипеть, а потом заваривали.
— Во время чаепития не использовали блюдца..
— В стаканы наливали мужчинам, а женщинам наливали в чашки.
Дети снова приглашают всех за праздничный круглый стол, а сами встают в хоровод и поют песню «ПЫХ-ПЫХ, САМОВАР».
Слова Ю. Энтина, музыка Д. Тухманова
Жил, поживал самовар.
Самовар!
Был он не молод, не стар.
Самовар!
Он на работе кипел.
Самовар!
Песню такую он пел.
Припев:
Пых-пых, тумба-тумба самовар.
Тумба-тумба-тумба-тумба
Русский самовар.
Пусть неуклюж он на вид.
Самовар!
Но на Руси знаменит.
Самовар!
Чайник с почтеньем большим.
Самовар!
Робко стоит перед ним.
Припев.
Всем он приносит тепло.
Самовар!
Много воды утекло.
Самовар!
Медью сверкают бока.
Самовар!
Топает через века.
Самовар!
Припев.
(Дети садятся к гостям а круглый стол и угощают пирогами. Воспитатель совместно с детьми садится за стол.)
Воспитатель: - По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники.
Ребёнок:
- Пейте чай, друзья, по-русски.
Быстро времечко бежит,
Самовар уже кипит.
Славно мы играли, пели,
Пироги уж подоспели.
И на пир честной народ,
Взявшись за руки, идет.
Ребёнок:
- Мы делились тем, что знали, попытались всех увлечь.
Не прощаемся мы с вами.
Словом, всем:
- До новых встреч! – все.
Воспитатель:
- Всего вам доброго!
Звучит «Русская кадриль», дети танцуют танец.
НОД заканчивается чаепитием.
|