Воспитатель - это призвание!

Воскресенье, 19.05.2024, 16:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2017 » Февраль » 27 » Конспект итогового НОД по теме проекта в старшей группе "Весела была беседа".
20:14
Конспект итогового НОД по теме проекта в старшей группе "Весела была беседа".

Интегрированное мероприятие.

Тема: русские посиделки «Весела была беседа».

 

Цель: Формирование элементарных представлений детей об истории человечества (культуре и быте русского народа).

Задачи НОД:

Основная образовательная область.

Познавательное развитие: продолжать знакомить детей с традицией приема гостей в русской культуре; жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания. Продолжать знакомить с бытом и творчеством крестьян. Расширять представления детей об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения). Способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа. Расширять кругозор, развивать любознательность. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за ее культуру. Воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу. Закрепить знание народных пословиц.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие: продолжать развивать свободное общение взрослого и детей; способствовать формированию компонентов устной речи (связной речи на основе диалога со взрослым), добиваться практического овладения детьми нормами речи. Активизировать словарь детей словами: орнамент, оберег, вышивка, узор. Упражнять в формировании грамматического строя речи, придумывая слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Физическое развитие: совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.

Художественно-эстетическое (музыкальная деятельность): продолжать воспитывать интерес к музыке, желание подпевать, вызывать активность при подпевании; формировать певческие навыки. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера (колыбельных).

Предполагаемый результат: знакомятся с жизнью предков, расширяют знания о жизни большой крестьянской семьи (обрядами и традициями рождения, первого купания, укладывания спать). Закрепляют представления о русском национальном костюме; упражняются в пении колыбельных, чтении стихов. Закрепляют знание народных пословиц.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

Формы организации совместной деятельности: беседа, речевая д,и; просмотр слайдов; физминутка; пение колыбельных песен; чтение стихов, пословиц.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книге “Все про все” (раздел “История древней Руси”), заучивание пословиц о семье, заучивание песни “Семья” сл. А. Кондратьевой, муз. В. Елинека. Рассматривание альбомов и иллюстраций; чтение русских народных сказок; прослушивание русской народной музыки; разучивание колыбельных; знакомство с некоторыми народными предметами быта (дорожка, коромысло, ведра, короб, корзина, сито, маслобойка, скалка, молочник, кувшин, стаканы и рюмки с хохломской росписью, жостовский поднос, самовар, шкатулки, оренбургские платки, вязаные платки, подзоры, занавески с вышивкой, рушники и многое др.) знакомство с внешним строением русской избы; изготовление люльки, русской печи, макета русской избы. Рассматривание одежды на иллюстрациях к русским сказкам, на репродукциях картин русских художников, заучивание и разбор пословиц об одежде, рисование “Девочка в русском сарафане”, аппликация “Хоровод вокруг березки”.

 

 

Словарная работа: предки, славяне, младенец, ушат, пестушки, издавна, «русичи», бояре, дворяне, горожане, портки, зипуны, франты, охабень, боярыня, лапти, вышивка, орнамент, полынь, очи.

Материал к НОД: ноутбук, проектор, слайды, соответствующие теме НОД; русские народные костюмы для детей и воспитателя; некоторые предметы быта; карточки на каждого ребенка с изображением предметов одежды для д/и.

Методические приёмы.

Словесные: беседа, вопросы; уточнения, обобщения; чтение стихов, пословиц; пение колыбельных.

Наглядные: рассматривание костюмов; просмотр слайдов.

Практические: укачивание куклы-младенца; проведение физминутки.

Игровые: дидактические игры; сюрпризный момент (появление детей-гостей).

 

ХОД НОД:

  1. Организационный момент.

Дети в русских национальных костюмах встречают гостей и здороваются.

Воспитатель: – Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Сегодня мы будем говорить о жизни наших предков.

 

  1. Основная часть:

- Давайте вспомним, что обозначает слово предки? (древний предшественник по роду, соотечественник из прежних поколений).

- Кто были наши предки? (славяне).

- Чем занимались наши предки? (славяне занимались пашенным земледелием, пчеловодством, а еще… воевали друг с другом.)

 

(На экране возникает изображение сцен из жизни древних славян).

– А сегодня мы с вами поговорим о том, как жили наши предки.

(На экране возникает слайд, изображающий сцену из жизни большой русской крестьянской семьи).

Воспитатель: - Наши предки жили большими семьями. Под одной крышей жили дети, родители, бабушка, дедушка. А детей в русских семьях всегда было много! Как же радовались каждому родившемуся младенцу и как его принимали. Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так: “Три раза человек дивен бывает…” Первое диво в жизни каждого – рождение на белый свет.

(На экране слайд – появление новорожденного ребенка в семье).

- Появление ребенка в семье всегда удивительная, светлая радость. Это как приход весны. Много раз на своем веку встречает ее каждый из нас! А всякий раз весна вновь словно впервые. Так и рождение человека. Появился на земле человек – для всех он новый! И для него все впервые. Все первое, все особенное, никогда уже не повторится. Новорожденного ребенка нужно было искупать. Посмотрите, как у наших предков проходил обряд первого купания.

(На экране на слайде показ обряда первого купания).

Воспитатель: - Первое купание – особенное. Кто помнит, что клали в ушат с водой ребеночку? (В ушат с водой клали уголек из печи, зернышки, денежку.)

- Привыкай, новый человек, к родному очагу. Будь всегда сыт и благополучен. Самая первая одежда тоже особенная: родительская рубаха. Для девочки – материна, для мальчика – отцова. Расти хорош, малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье!

- Ну а потом и в люльку перенесут. Ребята, кто из вас запомнил, а в люлечку, в колыбельку ребенку, что положут? (Ответы детей.)

(На экране слайд – ребенок в колыбельке.)

Воспитатель обобщает:

- Для первого раза там тоже кусочек хлеба с солью. Хлеб-соль – верный и первый признак доброго расположения, пожелания счастья.

Воспитатель: - Ну, а как не вспомнить здесь о наших прабабушках, которые без пестушки, без потешки, без улыбки не подходили к малышу, без колыбельной песни не качали люльку. А вы знаете колыбельные песни? Кто нам споет колыбельные для нашего малыша, который лежит в люльке.

Ребенок:

Баю-баю-баюшки
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Стали гули гулевать,
Да стал малыш мой засыпать
Приди, котик, ночевать,
Да приди дитятко качать
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога
Ешь-ка, котик, не кроши,
Да больше у меня не проси.

Ребенок:

Баю-баюшки-баю,
Жил старик на том краю
Он ни беден, ни богат,
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят
Кашку маслену едят
И на деточку глядят
Кашка масленая
Ложка красненькая.

 

(Вызванный ребенок поет, а дети подпевают колыбельные).

Воспитатель: - Сейчас я предлагаю поиграть в игру. Игра на внимание, сообразительность.

 

Речевая игра “Назови ласково”.

- Я называю слово, а вы должны придумать к нему слово в уменьшительно-ласкательной форме. За каждый ответ вы получаете фишку. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

Слова: бабушка, папа, мама, дед, сестра, брат, сын, дочь.

 

(В группу заходят трое детей, одетых в старославянскую одежду).

Ребенок:

Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна люди живут
Они прославляют просторы родные,
Детей своих любят и предков здесь чтут.

 

Дети: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!

Воспитатель: - Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно и здороваются по-особенному. Откуда же вы прибыли, гости дорогие?

Дети: Из прошлого, из Древней Руси.

– Как же зовут вас, гости дорогие?

(Дети представляются: "Настенька, Аленушка, Ярослав...")

– Какие красивые, ласковые и нежные имена. И наряд-то на вас необычный!

Дети: Да! Так одевались наши предки, древние русичи.

(Чтение детьми стихотворений сопровождается изображением на экране).

1-й ребенок:

Вот в какой чудной одежде
Русичи ходили прежде
И бояре, и дворяне.
Горожане и крестьяне.

2-й ребенок:

Кто в сорочках и в портках,
Кто в коротких зипунах,
И такие франты были,
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.

3-й ребенок:

А зимой, в мороз трескучий
Надевали шубу, две,
А боярыня, бывало,
По три шубы надевала.

 

Воспитатель: - А во что одеты вы?

(Каждый ребенок описывает свой наряд.)

Воспитатель: Давайте отдохнем и про лапти споем.

 

ФИЗМИНУТКА:

Лапти”

(повторяется 2 раза).

Лапти, да лапти, да лапти мои,

Выставление поочередно правой и левой ноги на пятку.

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои

Хлопок в ладоши, наклон вниз.

Эх, лапти мои, лапти липовые!

 

Вы не бойтесь ходитё,

Шаг вправо, притоп, шаг влево.

Тятька новые сплетё

Притоп (2 раза)

Эх, ну! Тьфу!

Руки вверх, хлопок над головой (на слово “тьфу” резко опускаем руки вниз).

 

(На экране возникает изображение разных видов старинной русской одежды: сорочка, кафтан, сарафан, передник, косоворотка, душегрейка.)

 

Воспитатель: - Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой.

– Каких цветов ткань использовалась для пошива одежды?

– А что символизировал каждый цвет?

(Ответы детей.)

– Белый цвет – это свет и чистота;

– Желтый цвет – это солнце, богатство;

– Голубой цвет был символом неба, молодости;

– Красный – цвет тепла, это праздник, радостное настроение;

– Коричневый означал землю-кормилицу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, на всех вещах есть узор. Как он называется? (Вышивка). По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Что это такое? (Защита от злых сил.) Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах, у выреза на вороте, на подоле. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры у выреза на вороте оберегали легкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу.

(Показ на экране вышивки на одежде, расположенной в определенных местах.)

- Вы заметили, какие красивые узоры украшают одежду. Каким словом можно заменить слово узор? (Орнамент). - В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл.

(Показ изображения символов на экране и объяснение.)

http://festival.1september.ru/articles/526449/img1.gif

– Знак солнца. Обозначает плодородие, счастье, благополучие.

http://festival.1september.ru/articles/526449/img2.gif

– Засеянное поле. Он приносит счастье, богатство и достаток.

http://festival.1september.ru/articles/526449/img3.gif

– Знак земли – кормилицы.

http://festival.1september.ru/articles/526449/img4.gif

– На что похож этот знак? (На волны, на реку.) Знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

http://festival.1september.ru/articles/526449/img5.gif

– знак огня, обозначает тепло, ласку.

http://festival.1september.ru/articles/526449/img4.gif

– этот знак обозначает землю, пропитанную водой.

Воспитатель: - Также русские мастерицы вышивали и другие символы (знаки). Кто скажет, какие? (Цветы, деревья, птиц.)

Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. На столе у вас лежат карточки, на которых нарисована одежда. Вы должны определить, какой предмет лишний и объяснить почему.

 

Дидактическая игра “Что лишнее”?

(На карточке из четырех ячеек изображено три предмета старинной одежды и один предмет современной одежды.)

 

Воспитатель: - Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошел до наших дней в пословицах и поговорках. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети называют русские народные пословицы:

  • “На что клад, коли в семье лад”.
  • “Вся семья вместе, так и сердце на месте”.
  • “Нет такого дружка, как родная матушка”.
  • “ Братская любовь крепче каменных стен”.
  • “В своей семье всяк отец самый большой”.
  • “Без корня и полынь не растет”.
  • “Изба детьми весела”.

 

  1. Итоговая часть НОД.

 

Воспитатель:- Ну что, гости дорогие, вот и подошла к концу наша беседа. О чем мы сегодня говорили, что вспоминали?

(Далее воспитатель анализирует, как дети работали в течение всего занятия, хвалит самых активных.)

- А в заключении нашего занятия послушайте красивое стихотворение о нашей Родине, о России.

Ребёнок:

Россия… как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю,
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь!
(С. Васильев)

- Наша встреча заканчивается. Можете поиграть в игровых центрах.

Просмотров: 429 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728