Цель: познакомить с народным обычаем – русским посиделками, формировать интерес и уважение к русской народной культуре.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Познавательное развитие: формировать дальнейшие знания детей о народных традициях и обычаях, познакомить с русскими посиделками; уточнять их знания о колыбели. Продолжать закреплять знания об устном народном творчестве приобщать к русскому фольклору - пению колыбельных, чтению потешек, загадыванию загадок; закреплять знание пословиц о дружбе и труде, умение вспомнить название сказки по литературному герою.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие : продолжать развивать связную речь детей, умение правильно и полно отвечать на вопросы воспитателя. Правильно согласовывать в предложениях разные части речи, регулировать громкость и темп речи. Развивать интонационную выразительность и дикцию во время чтения потешек, загадывания загадок.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать формировать устойчивые знания о жанре колыбельной песни; приобщать детей к музыкальному искусству; упражнять в умении петь колыбельные без музыкального сопровождения и с ним. Закреплять и совершенствовать технические навыки во время лепки из солёного теста округлых форм.
Социально-коммуникативное развитие: продолжать приобщать детей к умению проявлять социально-личностные и коммуникативные качества во время общения в нестандартной обстановке. Вовлечь детей в совместную игровую и творческую деятельность, продолжать упражнять в умении разыгрывать небольшие инсценировки. Поддерживать интерес к театрализованной деятельности. Воспитывать в детях патриотические чувства.
Физическое развитие: продолжать формировать у воспитанников потребность в двигательной активности; упражнять в выполнении различных упражнений, сопровождая их литературным текстом, развивать координацию и согласованность движений. Развивать интерес к народным играм и желание в них играть.
Предполагаемый результат: развивается связная речь детей; у детей формируются знания о русских посиделках; дети упражняются в пении колыбельных, знакомятся с народной игрой, упражняются в театрализованной деятельности; вспоминают загадки о предметах народного обихода, потешки, пословицы о дружбе и труде.
Виды деятельности: познавательная, игровая, речевая, двигательная, музыкальная, театрализованная, продуктивная.
Формы организации совместной деятельности: слушание чтения детьми потешек, загадывания загадок, пение колыбельных песен; диалог с воспитателем; просмотр иллюстраций на экране, разыгрывание инсценировки.
Предварительная работа: проведение занятий по теме «Знакомим детей с колыбельной песней»; «Колыбельной песни добрый свет», слушание стихов, потешек; рассматривание альбомов «Колыбель. История преображения», «Колыбельные песни»; рассматривание книжных иллюстраций. Слушание и пение колыбельных песен. Рассматривание игрушечной колыбели, с/р игры с её использованием; продуктивная деятельность детей по теме народного быта, русского народного творчества.
Словарная работа: «красному гостю – красное место»; «скоротать»; рукоделие; подмечали; «простота»; «почётное место»; горница; домовой.
Материал к НОД: технические средства (проектор, ноутбук, экран); оформление части группы в народном стиле; русский сарафан (для воспитателя); набор для продуктивной деятельности – лепки из солёного теста (клеёнки, соленое тесто, тряпочки); шапочки и элементы костюмов для инсценировки; подарки – бусы, платок; аудиозапись р.н. прибаутки «Хитрый кот»; колыбель, игрушка мышонок.
Методические приёмы:
Словесные: беседа, рассказ, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы, стихи-приглашение хозяюшки, потешки, загадки, пословицы, колыбельные песни.
Наглядные: рассматривание иллюстраций на экране.
Практические: физминутка (народная игра «Золотые ворота»); лепка бубликов; д/у «Подбери заплатку»; инсценировка «Колыбельная для мышонка».
ХОД НОД:
1. Организационный момент.
Дети, одетые в русские народные костюмы, входят в группу под русскую народную музыку; их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм, в роли хозяюшки. Часть группы стилизована под русскую избу. После приглашения дети выстраиваются возле банкеток, имитирующих лавки.
2. Основная часть.
Хозяюшка:
Здравствуйте!
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость!
Для вас у меня место готово:
Красному гостю – красное место.
1ый ребенок: Спасибо хозяюшка, что в гости позвали.
2ой ребенок: В избу твою жаркую мы пришли с подарками (преподносит хозяюшке подарки: бусы, платок.)
Хозяюшка: Ой, спасибо, детки, за ваши подарки. Присаживайтесь (дети присаживаются на лавочки).
( На экране появляется изображение посиделок в русской избе.)
- С давних пор на Руси, когда заканчивались полевые работы, был собран весь урожай, заготовлено сено для скотины, подремонтирована изба, люди собирались вместе и устраивали посиделки. В ту пору не было телевизоров, компьютеров. Поэтому, собравшись вместе, чтобы скоротать ненастные вечера, они беседовали, развлекали друг друга - потешали, рассказывали сказки, занимались рукоделием, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали, играли в различные игры. Очень часто возле взрослых находились и дети. Они наблюдали за работой, играми, все подмечали, запоминали. А самым маленьким взрослые пели колыбельные, качая их в уютной люлечке. Вот и я пригласила вас сегодня на русские посиделки.
Воспитатель: Начинаем мы без спешки,
И расскажем Вам потешки!
- Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые. (Алёна)
- Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород. (Лена)
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Что так рано встаешь
Деткам спать не даешь? (Паша)
- Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт. (Серёжа)
Хозяйка:
- Молодцы, ребята, знаете русские потешки. Скажите, мои дорогие, чему в русской избе отводится самое главное, почётное место? (печи).
(На экране появляется изображение печи в избе.)
- А вы знаете, почему главное место в избе занимает печь? (Даёт тепло, пищу – кормит, обогревает.)
Ребенок:
- У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка! (Стёпа)
Хозяйка:
- Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте?
Андрей:
- Огонь горит,
Чугунок в печи стоит.
Выходи, дружок,
Чем достанешь чугунок? (ухват)
Филипп:
- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (веник)
Катя К:
- Что за черная, железная нога
В уголке стоит у печки … (кочерга)
Надя:
- Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
Хозяюшка:
- Раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. А показывается он только хорошим и добрым людям. Вот и вам решил показаться.
(На экране – изображение домовёнка Кузи)
- Но сегодня Кузя сам просит о помощи. От него пришла посылочка. В ней что-то лежит. Посмотрите, он принёс свои носочки. Они у него прохудились. Нужно помочь Кузе починить их – наложить заплатки. Помогите Кузе правильно подобрать заплатки: они должны подходить и по расцветки и по узору. Пусть выйдут те дети, которые нашли заплатки, подходящие для Кузиных носочков.
Д/У «ПОДБЕРИ ЗАПЛАТКУ».
(Воспитатель демонстрирует (вешает на протянутую на стойках верёвочку) носочки, вырезанные из бумаги и украшенные дымковским или городецким узором. Дети подбирают из разложенных на столах образцов нужный узор. Подходят и вешают рядом. Все вместе проверяют правильность выбора.)
Хозяюшка: - Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину: - «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. И хотела попросить вас помочь испечь бублики к чаю. А Кузя будет за нами наблюдать и, наверное, нам помогать.
(Дети подходят к столам и приступают к работе. На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка (воспитатель) напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, а хозяйка передаёт их помощнику воспитателя, который относит их на кухню для «выпечки». Пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка. После работы дети моют руки и садятся на свои места.)
Хозяюшка: - Ребята, в посылочке ещё что-то есть. Посмотрите письмо, а в нём задание для вас. Сейчас прочту: дорогие ребята, вспомните, пожалуйста, какие пословицы и поговорки о труде, о дружбе вы знаете.
- (Обращаясь к изображению на экране) Слушай, Кузя, и запоминай!
О труде (читают дети наизусть):
· Умение и труд все перетрут.
· Дело мастера боится.
· Всякая птица своим клювом сыта.
· Под лежачий камень вода не течет.
· Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
· Без работы день годом кажется.
· Торопливый дважды одно дело делает.
· Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идет после за крапивой.
Хозяюшка: А кто пословицы знает о дружбе?
· Назвался другом – помогай в беде.
· Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
· Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
· Дружба дороже денег.
Хозяюшка: - Дети, Кузе пора уходить, давайте скажем ему: «До свидания!»
Физминутка.
(Народная игра «Золотые ворота»)
Хозяюшка:
- Собирайся детвора, будет русская игра!
Игра «Золотые ворота»
- Золотые ворота, пропускают не всегда
Первый раз – прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
Дети встают в хоровод. Двое образуют ворота (один стоит внутри хоровода, другой – снаружи и над головами детей держатся за руки, образуя ворота). На слова игры дети идут друг за другом, держась за руки. На слова последней строки «ворота» опускаются - ловят. Пойманные дети образуют «золотые ворот.
(После физминутки дети садятся на свои места. Артисты выходят переодеваться, помощник воспитателя им помогает).
Хозяюшка: - Ребята, а ещё на посиделках люди рассказывали друг другу сказки. Много сочинил сказок русский народ, потому их так и назвали – русские народные. Давайте вспомним некоторые из них. Внимательно смотрите на экран и скажите, в каких народных сказках встречаются эти герои? (Лиса, Медведь, Колобок, Дед, Баба, Волк и т.д.)
- Дети, посмотрите, а это что такое? (Колыбелька.) Здесь кто-то плачет и не спит, давайте посмотрим кто это? (Мышонок). Глупый маленький мышонок из сказки Корнея Чуковского!
- Наши ребята приготовили для вас сюрприз – небольшое театральное представление по знакомой сказке. А я им немного помогу. Давайте поддержим их аплодисментами! (Все аплодируют).
«Колыбельная для мышонка».
(Театрализованная деятельность детей средней группы).
Участники:
Мышь-мама – Илона Ч.; Лошадь – Илья Б.
Мышонок – Полина С.; Кошка – Ульяна С.
Утка – Аня Е.
Ведущий (воспитатель): - Пела ночью мышка в норке…
Мышь-мама: Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.
Мышонок: - Голосок твой слишком тонок. Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи!
Ведущий: - Побежала мышка-мать, стала утку в няньки звать.
Мышь-мама: - Приходи к нам, тётя утка, нашу детку покачать!
Ведущий: - Стала петь мышонку утка:
Утка: -Кря-кря-кря, усни, малютка. После дождика в саду червяка тебе найду.
Мышонок: - Нет, твой голос не хорош! Очень…..тихо ты поёшь.
Ведущий: - Побежала мышка-мать тётю лошадь в няньки звать.
Лошадь (танцевальная импровизация «Лошадка спешит к Мышонку» под музыку): - Я - лошадка серый бок. Я копытцем простучу, если хочешь, прокачу!
Мышь-мама: - Приходи к нам, тётя Лошадь, нашу детку покачать.
Ведущий: - Лишь поёт она минутку.
Лошадь: - Иго-го! Усни, малютка. Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок.
Мышонок: - Нет, твой голос не хорош. Очень громко ты поёшь!
Ведущий: - Побежала мышка-мать тётю Кошку в няньки звать.
Мышь-мама: - Приходи к нам, тётя Кошка, нашу детку покачать.
Кошка: - Молока я попила, у окошка спать легла. Разбудили вы меня, спойте песенку тогда.
(Дети исполняют колыбельную «Котя, котенька, коток» обр. Метлова).
«Уж ты, котя-коток»
Уж ты котя-коток, котя-серенький лобок,
Приди, котя, ночевать, нашу деточку качать.
Я тебе ли коту, за работу заплачу.
Дам кусочек пирожка и кувшинчик молочка.
Ведущий: - Говорит мышонку Кошка:
Кошка: - Ты меня не бойся, крошка. Поиграем час, другой в кошки-мышки, дорогой.
(Кошка гоняется за мышкой под мелодию р.н.прибаутки «Хитрый кот»).
Мышь-мама: - Непослушный мой мышонок разыгрался, как котёнок! Что же делать, как же быть? Как мышонка уложить?
Дети: - Спеть колыбельную!
Ведущий: - Как нужно спеть колыбельную, чтобы мышонок уснул? (Медленно, спокойно, тихо, ласково, нежно, покачивая колыбель.)
(После этого все дети, покачиваясь с носка на носок, стоя, поют колыбельную, держась за руки. (Под музыкальное сопровождение). Мышонок «засыпает».)
«Баю-бай»
Ветер горы облетает, баю-бай.
Над горами солнце тает, баю-бай.
Листья шепчутся устало, баю-бай.
Гулко яблоко упало, баю-бай.
Подломился стебель мяты, баю-бай.
Желтым яблоком примятый, баю-бай.
Месяц солнце провожает, баю бай.
По цветам один гуляет, баю-бай.
Хозяюшка: А про угощение мы с вами забыли, наши бублики уже готовы.
(Пока дети играли, пели, импровизировали, помощник воспитателя внесла на хохломском подносе настоящие бублики). – Всех прошу к нашему шалашу! (Все приглашаются на чаепитие.)
Хозяюшка: - Бубликов давно не ели,
Бубликов мы захотели,
Напекли мы их поесть
Сотен пять, а может шесть.
Угощение на славу,
А ребятам на забаву.
3. Заключительная часть.
Итог.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, что нового вы сегодня узнали? А что вы сегодня стряпали? Из чего? В какую народную игру играли? А какое представление смотрели?
Молодцы спасибо вам за ваши умения и старания.
|