Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; воспитание интереса к художественной деятельности.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (промыслом Полхов-Майдана). Развивать декоративное творчество детей.
Продолжать приобщать детей к музыкальному искусству – музыке в исполнении русских народных инструментов; формировать музыкальную отзывчивость на произведение.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие: продолжать развивать речь как средство общения; помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом. Обогащать речь детей, активизировать и расширять словарный запас. Совершенствовать развитие умения поддерживать беседу, упражняя детей в диалогической речи. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову, приобщая детей к устному народному творчеству (загадки).
Познавательное развитие: продолжать знакомство детей с окружающим социальным миром. Формировать первичные представления о своем Отечестве и социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях. Уточнять и обобщать знания детей о традиции укладывания ребенка спать, пении колыбельных. Продолжать формирование целостной картины мира; расширять кругозор детей.
Социально-коммуникативное развитие: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться (дежурство, подготовка и уборка рабочего места). Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.
Физическое развитие: сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Предполагаемый результат: формируются представления о народном быте; обобщаются знания о колыбели (старинной и современной), колыбельной песне; традиции укладывания спать под народные колыбельные; дети приобщаются к устному народному творчеству, упражняются в отгадывании загадок. Совершенствуются изобразительные навыки и умения, развиваются органы восприятия. Дети продолжают учиться рисовать узор Полхов-Майданской росписи. Формируются знания о народном промысле Полхов-Майдана, уточняются и обобщаются представления о Полхов-Майданской росписи (колорите, элементах орнамента). Совершенствуются речевые навыки детей; дети упражняются в диалогической речи. Формируется музыкальная культура детей через приобщение к слушанию народной музыки.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, речевая, трудовая, двигательная, музыкальная.
Формы организации совместной деятельности: загадывание загадки; организация беседы; просмотр слайдов; слушание народных колыбельных; проведение фи.зминутки; индивидуальная помощь; организация выставки готовых работ и анализирование их.
Предварительная работа: слушание колыбельных перед сном; рассматривание книжных иллюстраций, альбома «История колыбели», «Народные колыбельные»; рассматривание настоящей колыбели, изготовленной родителями, использование её в сюжетно-ролевых играх; слушание детьми колыбельных в исполнении музыкального руководителя, воспитателя; знакомство с промыслом Полхов-Майдана (рассказ воспитателя, просмотр слайдов, рассматривание изделий данного промысла); чтение стихов и загадывание загадок о народных промыслах; организация дидактических игр по декоративному творчеству; продуктивная деятельность во время НОД и в самостоятельной деятельности.
Словарная работа: у «зажиточных» (людей); протяжные (песни); «чудо из глубины веков»; чудо-оберег; кроха;
Материал к НОД: ноутбук, проектор, экран, слайды; колыбель деревянная; магнитофон с аудиозаписью русских народных колыбельных; материал для рисования (клеёнки на столах, гуашь, стаканчик с кистями, непроливайка с водой, тряпочки для просушки кистей, альбомные листы).
Методические приёмы.
Словесные: беседа, вопросы; уточнение, напоминание, указание, описание, повторы, обобщения; анализ; поощрение; загадка.
Наглядные: просмотр слайдов; рассматривание колыбели; рассматривание готовых работ.
Практические: физминутка; изобразительная деятельность.
Игровые: слушание аудиозаписи народных колыбельных.
ХОД НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель: - Дорогие ребята, по слушайте загадку, которую я вам сейчас загадаю. Подсказываю вам, что это загадка про предмет, который находился в старинной русской избе. Сейчас он тоже встречается в домах, квартирах, где есть младенцы, только выглядит по-другому.
Загадка:
Без рук, без ног во все стороны клонится.
(Колыбель).
- Основная часть.
Воспитатель: - Совершенно верно, в этой загадке говорится про колыбель. Ребята, ответьте, а что же это такое – колыбель? (Ответы детей). (Это место для сна маленького ребенка, младенца). Посмотрите, как может выглядеть колыбель. (Рассматривают колыбель деревянную).
- Взгляните на экран. Вот как выглядела колыбель в старину в крестьянских избах, а вот в такой колыбели спал ребенок у зажиточных, богатых людей.
(На экране - изображения разного вида старинных колыбелей).
Воспитатель: - Давайте с вами вспомним, как укладывали маленьких деток спать. (Ответы детей). (Их укладывали в колыбельку, качали, баюкали, пели колыбельные песни).
- Все мамы поют своим деткам перед сном колыбельные песенки. Как вы думаете, для чего? (Колыбельные песенки напевные, протяжные, ласковые, они успокаивают малышей, убаюкивают). Вот почему мы, воспитатели, когда вы ложитесь в тихий час отдыхать, тоже включаем вам русские напевные колыбельные. Послушайте одну из них.
(Звучит короткий отрывок одной из колыбельных песен, которые дети слушают перед сном).
Воспитатель: - Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца. И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе. И в современной жизни мамы тоже укладывают своих детишек в колыбельки, поют им, укачивая. Только колыбель теперь выглядит по-другому. Посмотрите, как.
(На экране возникают изображения современных колыбелей.)
Воспитатель: - Посмотрите, какие все колыбельки красивые, нарядные, некоторые украшены узорами. Как приятно ребенку спать в такой чудесной колыбельке!
- Ребята, сегодня на нашем занятии рисованием мы с вами опять превратимся в настоящих русских мастеров-умельцев и будем украшать колыбель для младенца. А украшать мы ее будем узором одного известного вам народного промысла. Отгадайте какого. Взгляните на экран.
(На экране возникают изображения элементов полхов-майданского узора.)
Воспитатель: - Каким узором вы украсите силуэт колыбели? (Полхов-майданским).
- Вспомните и назовите его элементы. («Листья и веточки», «Ягоды и бутоны», «Цветочки» и др.)
- Какими красками вы будете пользоваться? (Черной, синей, желтой, красной, зеленой, фиолетовой).
- Как добиться, чтобы работа получилась аккуратной, яркой, красочной? (Нужно быть внимательным, не отвлекаться, аккуратно набирать краску и промывать кисть, держать её правильно; продумывать композиционное расположение узора на силуэте, сочетание цветов в узоре и т.д).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все правильно ответили. Прежде чем приступить к работе, давайте отдохнем. Встаньте и приготовьтесь к физминутке.
ФИЗМИНУТКА:
(Движения дети выполняют в соответствии со словами).
Влево ножку, вправо ножку –
Мы попляшем под гармошку.
То присядем, то привстанем –
И нисколько не устанем! (Скользящие хлопки ладонями.)
Воспитатель: - Приступайте к рисованию. Будьте аккуратны и внимательны!
(На экране - слайд с изображением старинной колыбели, в которой мама качает ребенка. Как фон тихо звучат старинные русские колыбельные песни.)
Дети самостоятельно работают. Воспитатель по мере необходимости осуществляет индивидуальную помощь.
- Итоговая часть НОД.
Воспитатель: - Заканчивайте работу. Предлагаю ваши рисунки расположить на нашей выставке, чтобы все смогли их внимательно рассмотреть. Какие нарядные, яркие получились у вас колыбельки! Присмотритесь к ним, ребята, и выберите ту, которая вам больше всего понравилась.
(Воспитатель вызывает двоих-троих детей для анализа детских работ.)
Воспитатель проводит анализ работы детей во время занятия и подводит итог.
Воспитатель: - Наше занятие подошло к завершению. Можете убрать свое рабочее место и перейти к играм в творческих центрах.
|