Воспитатель - это призвание!

Воскресенье, 19.05.2024, 17:25

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2017 » Август » 16 » Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы по теме: "Знакомим детей с колыбельной песней".
19:28
Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы по теме: "Знакомим детей с колыбельной песней".

Цель: продолжать формировать устойчивый интерес к народной культуре, её традициям.

Задачи НОД:

Основная образовательная область.

  • Познавательное развитие: формировать устойчивые знания детей о народной культуре; знакомить детей с колыбелью, колыбельной песней. Формировать представления о колыбели, как о предмете русского народного быта. Приобщать к русскому фольклору, воспитывать чувство уважения к народным традициям и любви к своей Родине.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие: способствовать развитию связной речи; продолжать воспитывать умение слушать монологическую речь (рассказ воспитателя); способствовать формированию диалогической речи, развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя; приобщать детей к словесному искусству, добиваясь выразительности при чтении стихов. Обогащать и расширять словарный запас детей.

Художественно-эстетическое развитие: знакомить детей с жанром колыбельной песни; продолжать приобщать детей к музыкальному искусству; упражнять в умении петь колыбельные без музыкального сопровождения Формировать интерес к слушанию колыбельных в аудиозаписи.

Физическое развитие: продолжать формировать у воспитанников потребность в двигательной активности; упражнять в выполнении различных упражнений, сопровождая их литературным текстом.

Предполагаемый результат: дети закрепляют свои знания и представления о быте русского народа, знакомятся с колыбелью, новыми народными обычаями (пением колыбельных); развивают выразительность речи при чтении стихов, упражняются в пении колыбельных; слушают их в записи; расширяют словарный запас, развивают диалогическую речь; формируют коммуникативные навыки; совершенствуются двигательные навыки детей, повышается интерес к музыкальному искусству. Формируются гражданские и патриотические чувства.

Виды деятельности: познавательная, речевая, двигательная, музыкальная.

Формы организации совместной деятельности: слушание чтения детьми стихов, пения колыбельных песен; слушание рассказа воспитателя; рассматривание иллюстраций на экране.

Предварительная работа: слушание стихов, потешек о колыбели; Рассматривание картин с изображением старинных и современных колыбелей; рассматривание и беседы по иллюстрациям книг. Посещение группового мини-музея. Слушание и пение колыбельных песен.

Словарная работа: байки, «стародавние времена», «заветное» слово, рай, «величаю», «строптивый нрав», «сулили», «туесок» молочка, воркуют, бескорыстно, «очеп», «холщовый полог»

Материал к НОД: проектор, ноутбук, экран: куклы-младенцы.

Методические приёмы.

Словесные: беседа, рассказ, вопрос, объяснение, обобщение, индивидуальные и хоровые повторы, стихи, песни; анализ, итог.

Наглядные: рассматривание иллюстраций на экране.

Практические: физминутка.

ХОД НОД:

1. Организационный момент.

(На экране возникает изображение звездного неба и месяца.)

Воспитатель: Ночью в синем небе

Когда все дети спят

Звёздочки и месяц

Кружатся, летят…

1. Звёздочка.

- Послушайте, послушайте, я видела вчера,

Как ласково качала мама малыша…

2. Звёздочка.

- И в соседнем доме возле колыбели

Бабушка и мама тихо песню пели…

3. Звёздочка.

- Крепко спали дети в маленьких кроватках,

От колыбельной песни спится сладко-сладко.

4. Звёздочка.

- Меня скорей послушайте, я тоже расскажу.

Как вечер начинается, я по небу лечу.

И вижу: в каждом доме уютно и тепло.

Пахнет пирогами, от чистоты светло.

5. Месяц.

- И я, я видел тоже, лишь вечер настаёт,

Волшебная мелодия по всей земле плывёт.

6. Звёздочка.

- Ах, как замечательно, что всюду – там и тут,

Звучат повсюду сказки и песенки поют.

7. Звёздочка.

- Дарят их детишкам бабушки и мамы,

Добрые, любимые и родные самые!

2. Основная часть.

Воспитатель: - Сегодня, дорогие ребята, мы будем говорить с вами о колыбели и колыбельных песнях. (На экране - картинка, изображающая сон малыша в современной колыбельки.)

Рассказ воспитателя.

Колыбельные песни … Много ли мы их знаем? Колыбельные из фильмов и мультиков, песню из передачи «Спокойной ночи, малыши» нам известны, а вот народные колыбельные – знаем ли мы их? А ведь они существуют очень давно, и, наверное, не зря? Зачем они нужны?

Колыбельные становятся первыми песнями для малыша. Это самые сладкие, самые тёплые и родные песни. Потому что исполняет их любимая и родная мама.

Колыбельные (от слова «колыбель») по-другому назывались «байками» (от слова «баять» - говорить, сказывать.) Вот потому в них и пели «баю-бай». Когда именно они возникли, не знает никто. Представим, что мы перенеслись в стародавние времена. (Показ изображения на экране). Тогда, как и сейчас, мамы и бабушки баюкали младенцев. Но пели они колыбельные совсем по-другому.

Русский народ в колыбельных песнях отражает свою жизнь. В колыбельных песнях поет душа всего русского народа. Каждое слово в этих песнях – заветное. Оно передавалось из рода в род, переходило из века в век и в воздухе не таяло. Чаще всего колыбельные песни поет мама. Маленький ребенок слышит ее голос и спокойно засыпает под мелодичный напев колыбельной песни. И чего только нет в этих песнях – и красное солнышко светит, и гуленьки-голуби воркуют, и серенький котик ведет киску за лапочки, и соколы летают, и малина сама в роток летит, и какой-то страшный Бабай приходит, но его прогоняют, чтоб не мешал, не подсматривал, как «ходит Сон по лавочке в красненькой рубашечке…».

Для мальчиков и девочек пелись разные колыбельные песни. Да и как они могли быть одинаковыми? Ведь мальчиков в будущем хотели видеть физически крепкими, смелыми, честными, выносливыми. А девочку – доброй, скромной, трудолюбивой, красивой. В колыбельных для детей призывали-заклинали к ребёнку богатство и счастье в его будущей жизни:

Баю-баюшки-бай-бай,

Путь тебе приснится рай.

Спи-ка, милая. Засни.

Сладкий сон к тебе приди.

Таня вырастет большой,

Будет очень хорошой,

Будет в золоте ходить,

Маму жемчугом дарить.

Баю-баюшки-бай-бай,

Глазки, Маша, закрывай

Я тебя качаю, тебя величаю.

Будь счастлива, будь умна.

При народе будь скромна.

(Колыбельную исполняют заранее подготовленные девочки – Ульяна С. и Аня Е. с куклами-младенцами на руках.)

Своеобразный помощник матери в её неустанных заботах – ДОМАШНИЙ КОТ. С образом кота связан целый цикл колыбельных. Считалось, что любящий поспать кот может передать свои привычки ребёнку. Однако, хорошо зная строптивый нрав котов и кошек, матери в своих песнях за баюканье ребёнка сулили в награду коту и «кусочек пирога», и «туесок молочка» и другие подарки:

Баю-баюшки-баю,

Баю Верочку мою.

Приди, котик, ночевать

Мою доченьку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

Да кувшин молока,

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси!

(Колыбельную исполняют мальчики – Илья Б. и Арсений Р.)

Часто с просьбой усыпить младенца матери обращаются к голубям – ГУЛЯМ. Они прилетают, воркуют, навевают сны, но, в отличие от кота, делают это бескорыстно.

Воспитатель: - Сейчас я предлагаю выйти из-за столов, встать в круг и немного отдохнуть.

Физминутка.

Ой, баюшки-баюшки Дети идут по кругу за руки.

  • огороде – заюшки. Остановились, присели.

Травку щипают Пальчиками на корточках

  • забавляют. показывают, как «щиплют».

А Марина умная Прикоснувшись пальцами

  • очень разумная. к вискам, качают головой.

Спи-усни, спи-усни, Две ладошки под щекой, глаза прикрыты.

  • сон тебя возьми. В этой позе присели на корточки.

(На экране появляется изображение старинной люльки в русской избе.)

Не менее часто в песнях упоминается и детская колыбель – ЛЮЛЬКА. Люлька подвешивалась к очепу – гибкому шесту, одним концом крепившемуся к потолку. Люльку старались сделать красивой, заказывали у хорошего мастера. Он её украшал, делал вырезы разные. На верхней доске изголовья вырезал какой-нибудь венок или цветок, а у подножия обязательно крест. Делалась люлька из досок, из ёлки. Не очень большая, не широкая. Она как ящичек, только люлька вся резная. По уголкам четыре колечка, через них тянутся верёвки, за них за подцепку и подвешивали люльку к концу очепа.

Люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом, а то и просто холщовым, самотканым, не новым, а поношенным сарафаном. Полог для того, чтобы младенца от постороннего глаза охранить, от испуга, да чтобы свет в глаза не проникал, мухи не залетали.

У старинных колыбельных песен особая народная мелодия. Колыбельные были придуманы для того, чтобы быстро убаюкать малыша. С этим песня справлялась благодаря своей особой мелодии, которая идёт как бы по кругу и постоянно повторяется.

С первых минут жизни малыш ежедневно слышал народные колыбельные песни, напевы которых складывались веками и в которых сочетались особые слова, особый ритм, особая интонация и особая мелодия – светлая, умиротворяющая и …усыпляющая – монотонная. И именно благодаря этой особенности звучания под народную колыбельную малыш быстро засыпает.

Я предлагаю вам послушать в записи народную колыбельную песню.

(Во время звучания песни на экране меняются изображения: от эпизодов с изображением старинных люлек с младенцами до современных колыбелек с детьми.)

3. Итоговая часть НОД.

Воспитатель: - Вот и подошла к концу наша беседа. Вам понравился мой рассказ? Скажите, что нового вы узнали сегодня? Что особенно вам запомнилось?

Воспитатель анализирует работу детей и подводит итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1458 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031