Цель: продолжать формировать интерес к эстетической стороне окружающего; удовлетворять потребности детей в самовыражении, реализации самостоятельной творческой (изобразительной) деятельности.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Художественно-эстетическое развитие: развивать продуктивную деятельность детей (рисование); продолжать развивать детское творчество, поддерживать интерес к декоративному искусству. Закрепить практические навыки рисования элементов Полхов-Майданской росписи. Упражнять в умении рисовать матрешку, используя трафарет, самостоятельно дополняя деталями; развивать фантазию при украшении сарафана на основе полхов-майданской росписи. Совершенствовать технические навыки рисования (умение правильно держать кисть, по назначению использовать воду, салфетку; правильно набирать краску на кисть и снимать её о край баночки). Формировать свободные движения руки с кистью во время рисования.
Продолжать формировать музыкальную культуру на основе приобщения детей к слушанию народной музыки; развивать интерес к народной музыке.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие: продолжать развивать свободное общение взрослого и детей; способствовать формированию компонентов устной речи (связной речи на основе диалога со взрослым); воспитание звуковой культуры речи; добиваться практического овладения детьми грамматически правильными нормами речи; продолжать развивать интерес к литературной речи на основе малых фольклорных форм (загадка); развивать художественное восприятие. Расширять и активизировать словарь детей.
Познавательное развитие: продолжать дальнейшее формирование первичных представлений о своем Отечестве, его историческом прошлом. Закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, видах и названиях, о её характерных особенностях (сходствах и отличиях); продолжить знакомство с русскими народными художественными промыслами: росписью матрешек.
Социально- коммуникативное развитие: трудовое воспитание - продолжать развивать трудовую деятельность; формировать желание принимать участие в посильном труде по уборке своего рабочего места; воспитывать уважение к результатам своего труда и труда окружающих. Продолжать учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем (дежурными) материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, протирать столы. Общественно-полезный труд – воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения (дежурство в том числе). Продолжать учить оценивать результаты своей работы. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения.
Предполагаемый результат: у детей формируются представления о разнообразии видов русской матрешки; закрепляются знания об из особенностях (отличиях и сходстве); дети упражняются в рисовании с использованием трафарета; развивается фантазия детей при составлении узора для сарафана матрешки; закрепляются технические приемы и навыки изобразительной деятельности; развивается мелкая моторика рук, глазомер; прививаются навыки самообслуживания; развивается диалогическая и монологическая речь детей. Расширяется кругозор детей; продолжают формироваться представления о народных промыслах страны.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, речевая, познавательная, трудовая, игровая, музыкальная.
Формы организации совместной деятельности: рассматривание сундука и чтение письма; организация беседы; просмотр иллюстративных слайдов на экране; обобщающий рассказ воспитателя; загадывание загадки, рассматривание матрешки; беседа о поэтапном рисовании на основе слайдов; организация пальчиковых игр; организация выставки готовых работ и анализ их.
Предварительная работа: организация книжных выставок; просмотр иллюстраций, выставок с изображением матрешек; лепка матрешек в творческом центре; разучивание танца «Матрешки»; д/и с матрешками, использование матрешек в с/р играх; чтение стихов и загадывание загадок о матрешках.
Словарная работа: «традиционный русский сувенир», вышивка, серп, взор, «штрихами», шаблон (трафарет).
Материал к НОД: магнитофон с аудиозаписью «Русские народные мелодии»; ноутбук, экран, проектор, слайды; сундук, матрешка-игрушка; письмо-загадка; альбомные листы, простой карандаш, трафареты матрешек; клеёнки на столах, подносы с материалом для рисования (стаканчик для кисточек и кисти, непроливайка, салфетка, краски).
Методические приёмы.
Словесные: беседа, вопросы; описание, обобщения; поощрения, анализ; загадка.
Наглядные: рассматривание сундука, матрешки-игрушки, слайдов.
Практические: рисование простым карандашом, обведение по трафарету, рисование кистью.
Игровые: использование народной музыки; пальчиковые игры.
ХОД НОД:
- Организационный момент.
(Звучит народная мелодия).
На столе стоит сундук.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в группе. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь что-то написано.
Читает загадку:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
(русская матрешка)
Воспитатель (открывает сундук): - Посмотрите и правда, матрешка!
- Основная часть.
Воспитатель: - Сегодня матрёшку знают уже во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Ребята, давайте откроем матрешку, сколько у нее внутри подружек? (открывает матрешку, а там пусто).
- Вот чудеса, а где же другие матрешки? Матрешке одной скучно будет у нас. Я вам, ребята, предлагаю нарисовать матрешек-подружек для нашей гостьи!
- Ребята, но сначала, давайте вспомним, каких матрешек мы с вами знаем?
( Семеновская, Заорская (Сергиевская), Полхов-Майданская).
- Молодцы! А чем же эти матрешки отличаются друг от друга? Давайте посмотрим на их изображения.
(На экране слайд, изображающий разного вида матрешек).
(Ответы детей. После ответов воспитатель обобщает их.)
- У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
- Загорская матрёшка в сарафанах расписных, кофточка на ней с вышивкой. А в руках у матрёшки то корзина с грибами и ягодами, то серп, то петух или уточка. Какие основные цвета встречаются в украшении матрешек? ( Красный, зеленый, синий, желтый.)
- Полхов-Майданская матрешка. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – овал на двухцветном поле – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.
Воспитатель: - Вот, ребята, вспомнили мы, какие матрешки самые известные. А теперь скажите, к какому виду матрешек относится наша матрешка-гостья?
- Правильно, Полхов-Майданская! Мы с вами этих матрешек-подружек и будем рисовать и расписывать, как настоящие мастера.
- Но сначала мы с вами немного отдохнем и проведем пальчиковую игру.
Встаньте, пожалуйста.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:
(Движения дети выполняют в соответствии со словами).
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Воспитатель: - Дети, у вас на столе лежит трафарет матрёшки, лист бумаги и простой карандаш. Подумайте, ребята, как лучше разместить лист бумаги для рисования нашей матрешки, вертикально или горизонтально?
(Если дети затрудняются, воспитатель ставит чистый лист бумаги за матрешку и помещает его сначала горизонтально - дети наглядно видят, что матрешка не помещается, затем вертикально - дети видят, что матрешка вписывается в формат листа).
Воспитатель: - А теперь посмотрите, как мы будем рисовать матрешку.
1.По шаблону обведём контур матрёшки. Нарисуем круг для лица.
2.Нарисуем контур платочка и завязки.
3.На лице аккуратными штрихами наметим волосы, глаза, брови, нос, рот и щечки.
6.Украшаем сарафан матрешки цветами или другим узором.
Воспитатель: - Прежде чем вы начнете рисовать, давайте подготовим наши пальцы к работе.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Мы — красавицы матрешки,
(Разжимают кулачки, шевелят пальцами.)
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша,
(Загибают поочередно пальцы начиная с большого на правой руке).
Мила - три, четыре — Маша,
Маргарита — это пять
Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки 2 раза.)
Воспитатель: - А теперь приступайте к работе. Чтобы помочь вам немного, на экране вы увидите слайд, где изображено в какой последовательности нужно рисовать матрешку. А как украсить её вы подумаете сами, проявите свое творчество и фантазию.
(На экране – слайд последовательности рисования матрешки. Звучат русские народные мелодии в записи, дети рисуют и расписывают матрёшек).
Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель проводит индивидуальную работу по мере необходимости.
3. Итоговая часть НОД.
Воспитатель: - Заканчивайте работу. Поместите своих матрешек на эту выставку. Какие замечательные матрешки получились у вас! Этот образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках. Скажите, какая матрешка вам больше понравилась? Почему?
(Проводится анализ детских работ, который проводят сами дети. Воспитатель напоминает по каким критериям оценивается работа: правильное композиционное местоположение, соблюдение пропорций, размеров частей лица, соответствие цветовой гаммы и элементов росписи данному промыслу, аккуратность работы, зрительная похожесть образа и т.д.)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, славно потрудились. Теперь нашей гостье не будет скучно, вот сколько подружек у нее появилось! На этом наше занятие заканчивается.
|