Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру; удовлетворять потребности детей в самовыражении.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать декоративное творчество детей. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи. Продолжать учить ритмично располагать узор на бумажных силуэтах. Продолжать приобщать детей к слушанию народной музыки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие: продолжать развивать свободное общение взрослого и детей. Развивать умение поддерживать беседу. Упражнять в ведении монологической речи. Способствовать формированию компонентов устной речи (связной речи на основе диалога со взрослым), добиваться практического овладения детьми нормами речи. Продолжать развивать интерес к литературной речи; приобщать к словесному искусству, устному народному творчеству (загадки, стихи); развивать художественное восприятие.
Познавательное развитие: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов. Закрепить и уточнить знания об истории народной игрушки – матрешки, ее внешним обликом, особенностями росписи Полхов – Майданской и Загорской матрешки. Обобщить знания о городецкой и гжельской росписи. Продолжать прививать чувство благодарности к человеку за его труд.
Физическое развитие: сохранение и укрепление здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение переутомления.
Предполагаемый результат: дети закрепляют знания о некоторых видах народных промыслов, приобщаются к народному творчеству; упражняются в отгадывании загадок, приобщаются к словесному творчеству; продолжают учиться украшать бумажные силуэты и создавать готовый образ (матрешек). Совершенствуется диалогическая и монологическая речь детей и формируются компоненты устной речи. Формируются технические навыки детей, развивается аккуратность, воспитывается выдержка и умение доводить начатое до конца.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная, музыкальная, игровая.
Формы организации совместной деятельности: беседа, рассказ, просмотр слайдов; элемент театрализованной деятельности, чтение стихов, загадывание загадок; индивидуальная помощь, рассматривание и анализ работ.
Предварительная работа: рассматривание предметов народно-прикладного искусства, наборов открыток, книжных иллюстраций, альбомов; организация книжных выставок, выставок детских работ; продуктивная деятельность детей во время нод и в самостоятельной деятельности; просмотр слайдов, беседы и рассказы взрослого о народных промыслах; рассматривание матрешек; чтение стихов, загадок, потешек о народных промыслах и народных умельцах.
Словарная работа: творения, прялки, полушалки, издавна, диковинные, керамическая, мудрец Фукурума.
Материал к НОД: ноутбук, экран, слайды; костюм для матрешки; магнитофон с аудиозаписью народных мелодий; материал, необходимый для изодеятельности (клеёнки на столах, подносы с предметами для рисования - стаканчик для кисточек и кисти, непроливайка с водой , тряпочка, краски-гуашь), силуэты матрёшек.
Методические приёмы.
Словесные: беседа, вопросы; уточнение, напоминание, указание, описание, повторы, обобщения; стихи, загадки.
Наглядные: просмотр слайдов; рассматривание силуэтов, готовых работ.
Практические: пальчиковая гимнастика, физминутка.
Игровые: появление ребёнка-Матрешки.
ХОД НОД:
- Организационный момент.
(На экране – слайд, изображающий предметы различных народных промыслов России).
Воспитатель: - Ребята, в течение года мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев, которыми славится наша Россия. Сегодня мы вспомним и о тех удивительных предметах, которые делают народные мастера и сами окажемся в роли этих мастеров.
Ребёнок:
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О промыслах народных
Пойдет сейчас рассказ.
(Звучит музыка, входит девочка Матрешка.)
- Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Матрешка.
( Матрешка грустно здоровается). - Матрешка, отчего ты такая печальная?
Матрешка: - Пришла я к вам из города Мастеров. Беда у нас приключилась. Жила у нас девушка, по имени Марья. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить умела, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. Прослышал о Марье-искуснице Кощей Бессмертный, налетел на город, схватил ее и унес в свое Кощеево царство, и исчезла вместе с Марьей радость и красота. Помогите, ребята, освободить Марью и вернуть людям красоту и радость.
Воспитатель: Не переживай, Матрешка. Мы обязательно с ребятами что-нибудь придумаем. Ребята, поможем Матрешке? Присаживайся к ребятам, Матрешечка.
- Но, сначала нужно отгадать загадку. Именно она подскажет нам, что нужно делать.
От дома начинается,
У дома и кончается…(дорога)
- Правильно, дорога. Именно она приведет нас в Кощеево царство. Но дорога эта дальняя и трудная. На пути нас ожидают сложные вопросы и только, ответив на них правильно, вы сможете освободить Марью и вернуть людям красоту и радость. Вы готовы? Тогда в путь!
- Итак, первая загадка.
Ребёнок: Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы
Как-будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
- О какой росписи пойдет сейчас речь?
- Почему так думаете?
(На экране – слайд с изображением городецких изделий).
- Кто может что-то рассказать нам о городецкой росписи.
Ребёнок: - Городецкие игрушки, посуду издавна делают в г. Городец, который расположился на берегу реки Волга. Отсюда и получили они свое название Городецкие. Самая красивая Городецкая игрушка – это конь. Его рисуют на деревянных дверцах щкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно коня окружают яркие сказочные цветы. Рисуют и диковинных птиц. И получается, как-будто, эти кони мчатся в каких-то сказочных садах или даже в целых сказочных царствах.
Воспитатель: - Когда-то в Городце строили для всей Волги корабли. Да не простые, а дивно разукрашенные, с всякими разными фигурами и узорами, и дома в Городце украшали и украшают узорами, поэтому они похожи на сказочные терема.
— Кроме птиц, коней, какими еще элементами украшают художники городецкие изделия? (цветы.)
— Как называются цветы? (шиповник, роза.)
— Какие три основные краски используются в городецкой росписи?
— Как называются мазки, при помощи которых художники оживляют изображения? (оживка.)
— Какой краской наносят оживки?
Воспитатель: - Ребята, чтобы дальше вы смогли выполнить трудные задания, нам нужно немного отдохнуть. Встаньте и приготовьтесь к физминутке.
ФИЗМИНУТКА:
Мы сегодня рисовали (ходьба на месте).
Наши пальчики устали. (активное сгибание и разгибание пальцев).
Пусть немного отдохнут (приседаем, руки «падают» вниз).
Снова рисовать начнут. ( встают и встряхивают руками перед собой).
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем. (энергично отвести локти назад, а потом выполнять круговые движения пальцами).
Воспитатель: - Сейчас послушайте еще одну загадку.
Ребёнок:
Снежно-белая посуда
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми …(гжель)
(На экране – слайд с изображением гжельской посуды).
Воспитатель: - О какой росписи идет речь? Что вы можете рассказать об этом промысле?
Ребёнок: - "Гжелью" называлась местность в Московской области, богатая глиной. Жители этих сел были прекрасными мастерами, изготавливали очень красивые изделия, которые так и стали называться – гжельскими. Гжельцы расписывали предметы посуды: тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины, а также игрушки и т.д. Свои работы они украшали в сине-голубых тонах.
Воспитатель: - Уже очень давно гжельская местность стала центром керамического производства Руси. Гжельские мастера производят керамическую посуду, игрушки, которые расписывают синей и голубой краской по белому фону.
- Какие виды гжельского рисунка вы знаете? (ответы детей.)
Воспитатель (обобщение): - На сегодняшний день темы гжельского рисунка делится на 3 вида: растительная (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.); орнаментальная (узоры). В первую очередь - это "шашечки" (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику.) Сюда можно отнести гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики»; cюжеты (природа и времена года ).
Воспитатель: - А теперь следующая загадка:
Ребёнок: В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. (Матрешка)
(На экране – слайд с изображением матрешки.)
— Кто мастерит деревянных сестриц? (Вытачивает токарь)
— Кто расписывает матрешек? (Художник)
— Кого изобразил художник, расписывая матрешку? (крестьянскую девочку в сарафане, платочке, фартучке)
— Откуда в России появилась матрешка? (Ее привезли из Японии)
— Кто расскажет об этом подробнее?
Ребёнок: - Много лет назад, в Россию из Японии, купцы привезли маленькую куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок. Эта фигурка изображала старичка – мудреца Фукурума. (Если ребенок затрудняется, подсказать). Голова у него была вытянута, потому что он много думал. Фигурки эти понравились взрослым и детям, и через некоторое время в России появились игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Одеты они были в русскую одежду: сарафан, фартуки. И назвали этих кукол Матренами или ласково Матрешками.
Воспитатель: - Да, ребята, в то время имя Матрена было очень распространенным, вот поэтому и назвали куколку этим именем. Первая русская матрешка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платочке, с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, 8-ая, изображала завернутого в пеленки малыша. Мастера пытались изменить матрешек. Они делали фигурки по сказкам, создавали целые семьи из матрешек. Пытались изменить их форму и вытачивали фигурки в виде древнерусского шлема, в виде конуса, но они не нашли спроса. Так и осталась матрешка традиционной (привычной) формы. Эти игрушки делают до сих пор.
Воспитатель: - Какие виды матрешек вы знаете?
(Ответы детей сопровождают слайды с изображением определенного вида матрешки).
(Матрешки бывают разные: загорские, полхов-майданские, семеновские. Каждая матрешка имеет свое лицо, свой наряд, свой характер.
Загорские матрешки устойчивые, толстобокие, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, в переднике с вышитым узором или с цветами, в красных, синих, зеленых платках.
Полховмайданские — стройные, удлиненные, маломестные или даже совсем неразъемные с маленькой длинной головой. По желтому фону разбросаны малиновые цветы да ягоды, зеленые листья.
У Семеновских матрешек на передничке всегда букет ярких цветов, желто-красные полушалки. На щеках малиновый румянец, прямой пробор волос, брови дугой и ротик бантиком.)
Воспитатель: - Все матрешки яркие веселые пригожие, потому что делают их талантливые мастера. В наше время Матрешку знают во всем мире. Стала она русским сувениром.
Воспитатель: - Вы, ребята, хорошо справились с этими заданиями. Сейчас вам предстоит выполнить самое сложное и ответственное задание – самим стать народными мастерами и умельцами. Выберите себе любой трафарет вот на этом столе и украсьте его одним из видов декоративной росписи, о которых мы сегодня вспоминали. Если кто-то захочет нарисовать и украсить матрешку, то вы распишите её полхов-майданским узором, потому что именно с ним мы познакомились в этом году.
Воспитатель: - Прежде чем приступить к рисованию, встаньте, мы с вами немного отдохнем.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Умные руки – основа науки,
Руки – это лицо человека.
(Держат руки перед собой, ладонями к себе, делают движения руками вперед-назад).
Руки, о многом они говорят,
(Разводят круглые руки в стороны).
Глаз только видит, (делают «очки» руками), а руки творят!(сжимают кулачки).
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни
(смотрим на раскрытые ладоши и вертим ими)
И вот эдак и вот так, не обидятся никак.
(потираем руки).
Раз, два три, четыре, пять
(хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Воспитатель: - Теперь приступайте к рисованию.
(Дети работают под спокойную русскую народную музыку. На экране – слайд, изображающий работу художников в народных мастерских).
- Итоговая часть НОД.
Воспитатель: - Заканчивайте свою работу, ребята. Вот здесь будет выставка ваших рисунков. Пожалуйста, развешивайте их здесь. Какие красивые работы получились у вас! Матрешка, тебе какой рисунок больше нравится? Почему?
(Матрешка выбирает работу и объясняет свой выбор).
Матрешка: - Ребята, большое вам спасибо. Я отнесу ваши работы Кощею Бессмертному, я уверена, они ему очень понравятся. А в обмен на вашу красоту он отпустит Марью-искусницу. Спасибо, до свидания.
Воспитатель: - Спасибо вам, ребята, что помогли освободить Марью. Вы все очень старались. Можете немного отдохнуть и поиграть.
|