Рассмотрим содержание, требования и некоторые приёмы обучения рассказыванию на занятиях и вне занятий.
Остановимся вначале на обучении рассказыванию С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТОВ И ИГРУШЕК. Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Детей надо учить не видам рассказывания об игрушке, а УМЕНИЮ СТРОИТЬ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И МОНОЛОГОИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ, опираясь на текстовые признаки. Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:
- дидактические (матрешки, башенки, бочонки, пирамидки);
- сюжетные (образные): куклы, животные, посуда, мебель, машины, готовые наборы игрушек, объединенные общим содержанием – зоопарк и т.д.
- наборы, составленные воспитателем или детьми (мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака и т.д.)
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ИГРУШКАМ.
1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавление личного отношения ребенка к ней или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. Одним из видов описания игрушки является составление и отгадывание детьми загадок.
2. Сюжетные рассказы (повествование).
- рассказ по набору игрушек: связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации;
- рассказ по отдельной игрушке: связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя (данной игрушки). Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети.
На занятиях по описанию и составлению рассказов по игрушкам мы обучаем детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарные представления о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания. В ОПИСАНИИ – определить объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказать оценочное суждение. В ПОВЕСТВОВАНИИ – выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
ПЕРЕСКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют Образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку; вызывают у ребенка эстетическое восприятие и чувства; способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования.
1. Они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведениях должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.
2. Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета; произведения должны быть написаны образцовым языком без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.
Этим требования отвечают народные сказки, короткие рассказы Ушинского, Толстого, Пришвина, Бианки, Чарушина, Осеевой и другие.
В д/с, главным образом, используется пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ ТАКОВЫ:
- осмысленность, т.е. полное понимание текста;
- полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения;
- последовательность и связность пересказа;
- использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами;
- плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз;
- выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
ТИПИЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ПЕРЕСКАЗУ:
1. Вводная часть. Её цель – в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.
2. Первичное чтение произведения (название, автор, текст нового произведения).
3. Беседа по содержанию прочитанного.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть (используется драматизация произведения с помощью игрушек, разных видов театров, игры-драматизации детей).
Данная структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) ЧИТАЮТСЯ ЗАРАНЕЕ, НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА НЕДЕЛЮ ДО ПЕРЕСКАЗА. Поэтому на занятии первичное чтение проводится сразу с установкой на пересказ. Каждый пересказ детей оценивается и анализируется (детьми, воспитателем).
Следующий вид занятий по обучению рассказыванию –
РАСКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННЫЕ СЕРИИ Д/КАРТИН РАЗНЫХ ТИПОВ.
ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНЫ. На них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, посуда, одежда, животные) – «Лошадь с жеребёнком», «Корова с телёнком» из серии «Домашние животные» и др.
СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНЫ. В этих картинах предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
СЕРИЯ ИЛИ НАБОР КАРТИН, связанных единым сюжетным содержанием («Рассказы в картинках» Н.Радлова). Используются и репродукции картин мастеров искусства
Используются и РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН МАСТЕРОВ ИСКУССТВА:
- пейзажные картины – Саврасов «Грачи прилетели»; Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К.Юон «Мартовское солнце»; А.Куинджи «Березовая роща»; Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес»; Васнецов «Алёнушка»; Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.
- натюрморт – Петров-Водкин «Черёмуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ проста.
Вначале дети молча рассматривают картину, потом проводится беседа, уточняется основное содержание и детали. Далее можно предложить или нет (в зависимости от возраста) образец и предлагается рассказать о содержании картины.
ОБРАЗЕЦ учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.
РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА.
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются, в основном, на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых они были. Рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности. Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в значительной степени в практике повседневного общения ребенка с окружающими, но главным образом – в процессе обучения, т.е. НА ЗАНЯТИЯХ.
Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная, повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, целевые и обычные прогулки, праздники, игры, интересные события. Воспитатель, прежде чем предложить ребенку тему для рассказывания, должен быть уверен, что у детей имеется запас знаний и представлений по данной теме. Тема должна быть конкретной и сообщаться так, чтобы детям было ясно, о чем надо рассказывать.
Рассказы из опыта можно разделить на два вида:
- рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети);
- рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей (расскажи, как ты провел выходные, расскажи о своем доме (семье) и т.д.)
ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного (механически воспроизводящего действительность) превращается в творческое. Творческое воображение в дошкольном возрасте обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям. Словесное творчество наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок самостоятельно должен придумать содержание (сюжет, воображаемые действия лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт и облекать его в форму связного повествования. Требуется и умение придумывать завязку, ход события, кульминацию, развязку, а также выразительно и занимательно передавать свой замысел.
В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества. Существует взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе поэтического слуха. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве (в создании новых слов-новообразований).
В формировании детского художественного творчества выделяются ТРИ ЭТАПА.
1. На первом этапе происходит накопление опыта.
2. Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств
3. На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется её качеством, стремиться завершить её, используя эстетическое удовольствие.
Поэтому необходимы: анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.
Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Например, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями и чтение художественной литературы с описанием природных явлений.
Чтение книг, особенно познавательного характера обогащает детей новыми знаниями и представлениями. Произведения народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Всё это оказывает влияние на словесное творчество детей.
Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию является обогащение и активизация словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.
Еще одно условие успешного творческого рассказывания – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок сам этого не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть) является ещё одним фактором успешного обучения творческому рассказыванию.
Чтобы повысить активность и самостоятельность детей, а также добиться больших успехов в обучении связной и последовательной речи, высокой творческой активности в рассказывании необходимо использовать наиболее необходимые варианты сочетания различных приёмов.
Приемы обучения рассказыванию.
Выделяют следующие приемы обучения рассказыванию.
1. Совместное рассказывание.
Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребёнок ее заканчивает. Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.
2. Образец рассказа.
Это короткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступного детям для подражания и заимствования. Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием применяется при закреплении умения рассказывать для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.
3. Анализ образца рассказа.
Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает план будущих рассказов.
4. План рассказа.
Это 2-3 вопроса, определяющие содержание и последовательность рассказа. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. Используется во всех видах рассказывания. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребёнка. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. В творческом рассказывании этот прием помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представление об их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.
5. Коллективное составление рассказа.
Используется преимущественно на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. Они отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Этот прием позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей. Разновидность коллективного составления рассказа – это составление рассказа подгруппами (командами). Например, в рассказывании по серии сюжетных картин, в рассказывании на свободную тему. А также – составление рассказа по частям. Например, при описании многоэ-пизодных картинок или в рассказывании из коллективного опыта.
5. Моделирование.
Используется в старшей и подготовительной группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспроизводимого текста, а затем как ориентир для самостоятельно составления рассказа. Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: круг – начало рассказа, квадрат – основная часть, треугольник – концовка. Функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.
6. Оценка детских монологов.
Оценка направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств рассказа. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего, воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ОЦЕНКА НОСИТ ПООЩРИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, А В СТАРШИХ УКАЗЫВАЕТ И НА НЕДОСТАТКИ, ЧТОБЫ ДЕТИ ЗНАЛИ, ЧЕМУ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ УЧИТЬСЯ. К анализу в старшей и подготовительной группах уже привлекаются дети.
7. В процессе обучения монологической речи используются и другие приёмы – вспомогательные вопросы, указания, исправления ошибок, подсказ нужных слов; прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон (диктофон). Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко; обдумать рассказ; говорить громко, выразительно). Прослушивание детьми записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.
8. Мотивационные установки.
В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшем и среднем возрасте – это, главным образом, игровые мотивы (расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами и т.д.). В старших группах – это социальные мотивы (придумайте сказки для малышей; запишем самые интересные рассказы и сделаем книгу наших рассказов и т.д.)
Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности, социального и образовательного опыта.
|