Воспитатель - это призвание!

Четверг, 28.11.2024, 10:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

"ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ ОВЛАДЕТЬ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ"

     И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему.

 

       Как же научиться играть в стихи и со стихами? Очень просто. Их нужно читать и знать наизусть. Иначе игра не состоится. Не во что будет играть. Ведь весёлое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть своеобразная словесная «игрушка». Правила игры заключены в самом стихотворении, в его назначении  и содержании. Так скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки -  все это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг и т.д. И в то же время все это – стихи, детская игровая поэзия, свой особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.

 

     Стихотворения расположены по различным литературным играм: закличкам, прибауткам, перевёртышам, считалкам и т.д. В каждом разделе две части – фольклорная и литературная. У словесных забав – старинный народный источник. Из сравнения стихов, даже невольного, возникает новая игра: читателю предлагается отгадать, что нового, необычного, необыкновенного придумал автор, кого он решил передразнить, что сосчитать, над чем посмеяться и как он это сделал.

 

     Если ребёнку грустно, если он плачет от боли и обиды, весёлый стишок обласкает, рассмешит, высушит слёзы. Если ребёнок  капризничает , балуется, пуще того – дерётся, рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. Важно выбрать момент.

 

 

Гармония с большим и малым миром.

     Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко и историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. Они рождены языческой верой во всемогущие  силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить  их губительную силу.

     Связанные с древнейшими ритуальными обрядами служения солнцу, воде, земле и другим природным стихиям, они в течение многих веков приобщали ребенка  к закономерностям  земледельческого быта, к последовательной смене труда вслед за годовым круговоротом Солнца. И каждая из природных стихий, каждое из природных явлений запечатлелись в них как чудесная сила, к которой обращались с просьбой об урожае, благополучии, процветании и одновременно с обещаниями честного, упорного и сноровистого труда. Отсюда и название – ЗАКЛИЧКА, от слова закликать – звать, приглашать, обращаться.

ЗАКЛИЧКИ – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

     Все явления и силы природы: солнце, радуга, град, дождь, гром, ветер, а также времена года живут в закличке как одушевленные существа. Ребёнок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть  дом, не пугать коней, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.

     Чудесные свойства явлений природы даны в закличке как перечисление той благодати, тех даров, каких от них ждут и какие они действительно несут. Дары эти близки и желанны детям: и золотистая рожь, и шелковая трава, и красная рябина, и лесные орехи, и горох, и лен, и грибы, и ягоды, и раздолье зелёного луга, богатого леса.

    В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости,  доверия, убеждённости в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова:

Ах, ты радуга-дуга,                                         Уж как дождь-дождем,

Ты высока и туга!                                            Мы давно тебя ждём…

Или:                         Гром гремучий, тресни тучи…

                                  С травой шелковою, с водой ключевою…

      Все явления природы имеют закрепленные за ними ласковые имена – солнышко-колоколнышко, золотое донышко, весна-красна, красное летечко.

     Закличка рождает в ребёнке веру в  весомость и значимость слова. Эта вера укрепляет своим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми): свети, солнышко, нам с неба; чтобы год от года давала нам погода; мы на нивку идем, мы серпочки несём.

 

     ПРИГОВОРКИ – интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.

     Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.    

     Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово, свое изображение  ожидаемого урожая: матушка-репка, уродись крепка; капуста-виласта, будь пудаста; горох крупен и бел; бобы велики и круты и пр. Обратите внимание на звуковое  подобие слов: репка – крепка,  капуста -  виласта – пудаста, объединяющее предмет с его необходимыми и желанными признаками. Ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом – целительная профилактика неразумных действий детей в природе.

     Обращаясь к птицам во время весеннего и осеннего перелета, ребенок учится прежде всего различать в повседневных буднях это удивительное явление природы, начинает воспринимать его как событие, подстраивает звуки своей речи под птичий щебет и крик.

     Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать их.

 

     КРИЧАЛКИ, ВЕСЁЛКИ. ЗВЕНЕЛКИ, ТАРАТОРКИ – новая ступень познания ребенком мира. Теперь объектом его неосознанного внимания становится он сам. В быстро сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его переживания и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление – и многие другие возвышенные чувства, приводящие в состояние экстаза.

     КРИЧАЛКИ – это эмоции ребенка, запечатленные в слове. Поэтическая форма кричалок   обращена к детскому фольклору. Особенно роднит их с закличками уважительное отношение к главным событиям детской жизни: ежедневному обряду вставания, умывания, одевания и т.д., к священному для детей ритуалу игры. И в этом смысле они являются насущной необходимостью и потребностью ребенка. Только их не нужно « читать выразительно». Сама природа кричалок, определение их жанра поэтами (тараторка – Маршак С.Я., Е.Благинина; звенелка, весёлка – И,Токмакова; шумелка, ворчалка – Б.Заходер) подсказывают, что кричалки нужно петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать, подчиняясь переливам их бойкого, звонкого, прихотливого ритма.

     Если так прокричать и пропрыгать стихотворение К.И.Чуковского «Радость», сразу станет ясно, что радость – чувство сложное. Ритм меняется от начала к концу стихотворения. В первом  восьмистишии: «Рады, рады, рады светлые березы» - ритм четкий, дробный, бодрый. В следующих двенадцати строчках ритм ощутимо замедляется: «То не дождь пошел из облака и не град, то посыпался из облака виноград…», делается плавным. Наконец, последнее восьмистишие – предельное напряжение чувств, переданное и в ритме, и в изображении действия. В нём грандиозное восхождение – сначала взлет, бег, потом невероятная трудность подъема:

                              Мы на радугу вска-раб-ка-ем-ся…

     Потом отдых на вершине:  Поиграем в облаках…

    И стремительное падение вниз, от которого замирает сердце:

                                              И оттуда вниз по радуге

                                              На салазках, на коньках!

 

     Скорость падения подчеркнута отсутствием глагола – успели  только сказать,  на чем съехали.

 

     Талантливая авторская кричалка всегда отличается от фольклорной заклички сюжетными поворотами для выражения чувств. Она не повторяет народную, но отправляет к фольклору за дополнительным смыслом, возникающим только на его фоне. Каждая строчка кричалки – смысловой и ассоциативный обыгрыш. В этом легко убедиться на примере «Олешкиной кричалки» Вадима Левина, построенной по мотивам народной заклички о дожде. Начиная традиционным обращением :»Лейся, лейся, дождик, дождик», - поэт затем неожиданно меняет объект воздействия дождя. «Я хочу расти, расти, т.е. превращает объект в субъект, в самого ребёнка. Ребёнок сравнивает себя со всем растущим под дождем и желает так же быстро вырасти под благотворным воздействием дождя. Такова «философия» детского восприятия мира. Следующие строчки – шутливое объяснение, почему ребенок радуется дождю: «Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!».

 

     Сколько в них лукавых намеков! Отрицая свое сходство с любимым лакомством, малыш в то же время как бы утверждает, что в этом сходстве есть доля истины. Родители (взрослые) часто называют детей сладкими именами, что не всегда приятно дошкольникам. Поэтому детям так радостно  отрицать эту похожесть  и утверждать свою самостоятельность, независимость, неподвластность разрушительным силам… Нет, не стихии, а взрослого влияния. Ведь это взрослые более склонны видеть в дожде его простудные свойства, а не благотворное воздействие. Маленькое четверостишие – монолог  адресовано ребенком одновременно силам природы и силам взрослых, опекающих его детство.

 

Фольклорные заклички, песенки, приговорки.

Из русского фольклора:

 

Солнышко, покажись, Красное снарядись!

Чтобы год от года давала нам погода:

Теплое летечко, грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко, зелёного горошка.

 

- Весна-красна, ты с чем пришла?

С сохой,  бороной, с лошадкой вороной:

С рожью зернистой, с пшеницей золотистой;

С  травой шелковою, с водой ключевою,

С калиной-малиной, с красной рябиной!

 

Ай, авсень, авсень, авсень!

Сеем жито целый день!

Свети, солнышко, нам с неба,

Чтобы больше было хлеба;

Чтоб детишкам для потехи

В лесу выросли орехи,

Чтоб снопы были толсты,

Чтобы лён пошел в холсты;

Зелен хмель лез на батог,

Чтоб в полушку был горох!

Солнышко, высвети, красное, выблесни!

Мы на нивку идем, мы серпочки несем,

Будем жито жать, тебя в гости ждать!

 

Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга!

Не дай дождичка, дай нам ведрышко.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко, колоколнышко!

 

Радуга-дуга, перебей дождя –

Опять в ночь льет во всю мочь;

Перебей гром, не попал бы в дом.

 

Секи, секи, дождь, на бабину рожь,

На дедово семя – чтоб взошло вовремя.

 

Гром гремучий, тресни тучи,

Дай дождя с небесной кручи.


Уж дождь-дождем мы давно тебя ждем:

С чистой водицей, с шелковой травицей,

С лазоревым цветом,

С теплым летом!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Elena (17.02.2015)
Просмотров: 1756 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Категории раздела

Мои статьи [28]

Вход на сайт

Поиск