Познакомьте своих детей с творческой манерой художницы Мавриной Татьяны Алексеевны. В её рисунках видны мотивы народных росписей. Обратите их внимание на декоративность рисунков, их праздничность, жизнерадостность, на ощущение в них света, пространства и ритма, на связь рисунков с русским народным творчеством, традиционными мотивами северных росписей на подносах, на прялочных донцах и сундуках.
Нужно вызвать интерес и желание рассматривать рисунки художницы, радоваться её удивительным находкам. Развивайте у них зрительное внимание, навыки восприятия образного языка книжной графики, умение видеть общие черты в технике росписи народных мастеров и в технике росписи художницы. Обратите внимание на удивительную манеру создания силуэтного цветового пятна, ярко обрисованного черной контурной линией, на свободную композицию рисунка – во всю страницу, на множество деталей, характеризующих образы, их сказочность, на крупные заглавные буквы текста, гармонично сочетающиеся с характером рисунка.
Т.А.Маврина родилась в старинном русском городе Нижнем Новгороде, знаменитом своими ярмарками. Народные мастера со всей России привозили туда на продажу изделия: расписные дуги, прялки, короба и шкатулки, деревянную посуду, игрушки. (По возможности покажите детям эти вещи или их изображения, полюбуйтесь ими вместе с детьми, поговорите о том, какие они нарядные, яркие, праздничные, веселые, звонкие, узорчатые, декоративные.) Мастера старались их расписывать так, чтобы люди использовали эти вещи в хозяйстве а также украшали ими свой дом).
Рассмотрите, чем украшены эти предметы, что на них изображено, обратите внимание детей на то, какими крупными линиями, цветными пятнами сделаны эти росписи, почему они такие яркие, звонкие.
Маленькая Таня любила ходить на ярмарки со своими родителями. Они часто задерживались перед прилавками с красивыми вещами, любовались ими и обязательно покупали какой-нибудь предмет: ковш, чашку, туесок. И позже, когда Татьяна Алексеевна стала художницей, она не перестала собирать произведения народных мастеров. Она всегда любила путешествовать по старым русским городам, рисовать деревянные дома, украшенные резьбой.
Т.А.Маврину называют «сказочницей» за особый талант рисовать русские народные сказки, народные прибаутки. Ко многим сказкам она сделала рисунки. Смотришь на них и дивишься: будто художница сама побывала в тридевятых царствах-государствах, видела летающих по небу коней, золотых петушков и сказочных зверей. Этому искусству училась художница у старых народных мастеров, которые умели изображать всё волшебное: рисовали, лепили фантастические цветы, вырезали цветы и птиц, заморских чудовищ, украшали ими дома, мебель.
Много сказок нарисовала художница. Рассмотрим подробнее иллюстрацию к «Сказке о золотом петушке». Написал эту сказку А.С.Пушкин. (Прочитайте эту сказку, побеседуйте по её содержанию, о героях. Затем вернитесь к началу сказки.)
Рассмотрите иллюстрацию к сказке Т.А.Мавриной. Что на ней нарисовано? Расскажите детям, пусть и они расскажут. На двух страницах книги (развороте) нарисован дворец - царство-государство Дадона. Дворец с башнями малинового цвета ярко выделяется на синем фоне. Дворец стерегут воины, они внимательно смотрят в разные стороны. Во что они одеты? Что держат в руках? Вон и конница видна. А кто это в центре, на троне, в золотой короне? Кто сидит и плачет?
Посмотрите на правый нижний угол страницы. Из ворот башни выбегает гонец с мешком золота. Царь отправил его за мудрецом-звездочетом. Какая нарядная и крупная картина! А как художница нам показывает, что очень тревожно в этом царстве? Да цветом! Посмотрите, как звучит малиновая краска (дворец), зеленая (одежда воинов), синяя с черным (грозовые тучи вокруг дворца). Создается ощущение тревоги, грозы, опасности. А вы обратили внимание, на то, как рисовала художница? У нее особая техника рисунка: цветной силуэт каждой фигуры ярко очерчен контурной линией. Линия широкая, рисунок сделан толстой кистью. Этот рисунок напоминает работы мастеров, которые расписывают разделочные доски, шкатулки, прялки. Также ярко, крупно нарисовано, так же нарядно, и так же видна кистевая роспись. А вот как художница проиллюстрировала потешку «Плетень». Что такое потешка? (От слова потешить, т.е. радовать, веселить.) А что такое плетень? Да это забор, который сплетен из тонких прутьев, тонких веток.
Посмотрите на эту компанию (ил. 19) Кто здесь изображен? Что в этих зверях сказочного, необыкновенного? Цвет. Розовый медведь (он самый крупный) сидит в центре, лапы сложил. Вот он какой зубастый. Язык высунул, когти точит! Какими линиями нарисовала его художница? Как изобразила его мех? Кто вокруг медведя сидит? Какого цвета каждый зверь? Зайчик и ежи - голубого цвета, а лиса, как всегда, рыжая. Зайчик спрятался за медведя, на лису посматривает, боится лисы: вон какой большой и испуганный у него глаз. А лиса какая? Хитренькая, лапки сложила, на зайца поглядывает: как бы до него добраться. Как художница нарисовала мех лисы.
Как нарисованы сказочные ежи? Сидят на хвостиках, а на задних лапках у них лапти. Видно, что ежи колючие? Посмотрите, как интересно нарисовала колючки художница.
А что еще интересного и необыкновенного в рисунке? Вверху справа и слева – то ли два солнышка, то ли два подсолнуха выглядывают (а может быть, это солнце и луна?) Где сидят звери? Что нарисовано на правой страничке книжки? В центре – большое красное солнце и два ежика. Это тоже сказочные ежи: разговаривать умеют, обуты в лапти, а у одного в лапках палочка. А правда, что у ежей шубы хороши? Как изобразила художница ежиные «шубы»?
Что нарисовано вверху странички? Крупная буква Т, с нее начинается первое слово потешки – «Тень». Буква расписная, в ней даже терем нарисован. Слова потешки написаны очень крупно. Татьяна Алексеевна Маврина не только нарисовала иллюстрации; она сама придумала эту потешку, сама, от руки, написала текст, сделала МАКЕТ книжки.
Мы с вами увидели очень интересную технику создания рисунка: сначала рисуется цветной силуэт предмета, а затем он очерчивается темной толстой контурной линией.
|