В воспитании подрастающего поколения немаловажную роль играет общение ребенка с живой природой. Одним из самых доступных в общении, мы считаем, являются птицы. С точки зрения экологии очень важно на примере птиц показать связи живых организмов с окружающей средой; выяснить, как тот или иной организм приспосабливается к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности; сформировать у ребенка понимание зависимости жизни птицы от их собственных действий. При правильно организованной работе общение с птицами может способствовать формированию грамотного поведения детей в природе. С самого раннего возраста можно знакомить детей с обитателями уголка природы, который может быть у Вас дома. Отвлечь расстроенного ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой игрушки, но и другим способом: например, общением с птицами. Пообщавшись ласково с птицей, ребенок, как правило, забывает, пусть порой и на короткое время, свои переживания. У него появляется интерес к объекту природы.
Очень важно, чтобы малыш понял, что перед ним живое существо, и нужно сопереживать ему. Скажешь ребенку: «Посмотри, какая маленькая птичка, а ты у нас совсем большой!»; предложишь покормить птицу, и ребенок забывает обо всем, с интересом смотрит, как птица ест, прыгает с ветки на ветку. Вначале познакомьте ребенка с изображение птиц на картинке, расскажите об их внешнем облике, а затем пронаблюдайте за живой птицей. Познакомьте с птицей поближе. Наблюдайте птиц в природе, на прогулке. После нескольких наблюдений ребенок начнет узнавать птицу. Беседуйте о птицах. Читайте рассказы, показывайте иллюстрации. Для воспитания у детей бережного отношения и любви к птицам регулярно вместе с ребенком подкармливайте птиц, изготовьте совместно с ним кормушки. На прогулке во время беседы сравните птиц между собой – например, ворону и воробья. Воробей чирикает, а ворона каркает, сравните внешний вид, повадки, уточните знание о том, зимующая это птица или перелетная. Учите детей искать сходства и отличия между ними, выделять и описывать словами характерные особенности птиц. Обращайте внимание на их внешний вид: какого цвета перья (на голове, груди, спине, хвосте); какие ноги, лапки; где их историческая родина; как птица сидит (обхватывает лапками жердочку); какой клюв; что птица делает клювом?
Знакомьте детей с птицами, занесенными в «Красную книгу». Рассказывайте им о том, что перья бывают пуховые и маховые. Рассказывайте о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому и изобрел много летательных аппаратов: парашют, дельтаплан, самолет, вертолет.
Итак, формирование у детей любви ко всему живому способствует и формированию нравственных и эстетических качеств юных граждан нашей страны.
|