Воспитатель - это призвание!

Воскресенье, 19.05.2024, 18:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект НОД "Их имена в названьях улиц".
28.03.2016, 00:44

КОНСПЕКТ НОД «Их имена в названьях улиц».

Для детей старшего дошкольного возраста.

    Тема раскрывается на двух занятиях; познавательный  материал предоставляется детям соответственно длительности занятия  старшей гр.

Цель: формировать знания детей о защитниках своего города.

Основная образовательная область: познавательное развитие

Интеграции образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:  Обогащать знания детей о своем родном городе. Формировать представления  о героических поступках людей, чьи имена носят некоторые улицы. Вызвать интерес  детей к изучению истории названий их улиц. Воспитывать уважение к памяти павших бойцов, чувство гордости за героическое прошлое своего родного города. Вызвать желание поделиться с кем-то  новыми  знаниями  об истории  города. Продолжать углублять формирование патриотических и нравственных чувств  детей.    Продолжать развивать умение слушать рассказ воспитателя, принимать участие в беседе, вдумчиво и развернуто отвечая на вопросы; умело использовать предоставленный  наглядный материал для ответов на поставленные вопросы.  Развивать внимание, память, интонационную выразительность повествовательной речи.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Проведение бесед с детьми о Великой Отечественной войне; чтение художественной литературы о войне; рассматривание репродукций картин, иллюстраций; проведение экскурсии по ознакомлению с достопримечательностями нашего города, рассматривание фотографий с изображением некоторых мест и улиц города, проведение целевой прогулки к школе №6;  рассматривание макета , изготовленного родителями , о военном Наро-Фоминске; проведение  консультаций с родителями по темам: «Что и как рассказывать детям о войне», «Наро-Фоминск – город воин, город-труженик»; работа с детьми в творческой мастерской  по военной тематике , по теме «Я рисую свой город».

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:  поколения, Советский Союз, звание, Великая Отечественная война,  немецко-фашистские захватчики, Берлин, ордена, медали, маршал, лейтенант, генерал, полковник. рабочие, танковая рота, бронетанковые войска, Украина, Белоруссия, гвардейцы-танкисты Кантемировской дивизии, танкист, пулемет, «можно судить», захоронение, гвардейская московская дивизия, полк, братская могила, болгарин, минное поле, госпиталь, «не щадя жизни», истребительный авиационный полк, накануне победы, профессиональное училище, Краснознаменный Балтийский флот, подводник, мемориальная доска, штаб, «сын полка», разведка, линия фронта, бездорожье, допрашивать,

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: запись песни «День победы»,  фотографии улиц, перечисленных в занятии, указанных мемориальных досок, некоторых памятников (Ефремову, ополченцам), иллюстрации-фотографии всех героев, в честь которых названы улицы города, газеты   

 

                                                         Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о городе, в котором живем, о его улицах, о людях, чьи имена они носят.

2. Основная часть.

     Воспитатель: - Скажите, в каком городе мы с вами живем? Правильно, мы живем в Наро-Фоминске. Этот город для нас родной и любимый. Наш город не маленький, много людей живет в различных районах нашего города.

- Скажите, ребята, если к вам приедут ваши друзья или родные, как они смогут найти вас в нашем городе?

- Правильно, вы назовете им свой адрес: укажете улицу, на которой находится ваш дом  и его номер, а также номер своей квартиры. Улиц в нашем городе множество, и каждая из них имеет свое название.  Я, например, живу на улице Осипенко. Посмотрите, какая она красивая, зеленая. (Показ фотографии.)

- Кто из вас может назвать, на какой улице он живет? (Ответы детей.). Молодец! Можешь найти свою улицу на фотографии? (Если ребенок затрудняется, помочь найти фотографию с изображением его улицы.)

- Ребята, а знаете вы о том, почему наши улицы носят такое название.  Почему, например, моя улица называется улицей Осипенко? Тогда послушайте мой рассказ.

     Воспитатель: - Очень многие улицы нашего города имеют необычные, красивые названия. Есть в нашем городе ул. Сиреневая,  Яблоневая , Современная и другие. (Показ фотографий.)  А некоторые улицы названы фамилиями людей, да не простых людей, а героев, тех, кто в своей жизни совершил какой-то необыкновенный поступок. Во время Великой Отечественной  войны было много героев, которые совершали подвиги, защищая наши города.  Как вы думаете, а зачем называют улицы  именами этих героев?

- Правильно, также как и памятники возводят для того, чтобы мы с вами никогда не забывали о героических поступках  солдат военного времени, так и улицам присваивают имена героев, чтобы навсегда увековечить память о них.

- Пройдут года, появятся новые люди на наших улицах, а они будут носить все то же название, и новые поколения все также будут чтить память о героях военных лет. Моя улица названа именем летчицы Полины Осипенко (показ фотографии). Это была очень смелая девушка. Она научилась управлять самолетом, совершила много смелых поступков, выполняла важные боевые задания. Ей присвоили самое высокое звание – Героя Советского Союза (так раньше называлась наша страна). Теперь мы бы сказали: «Она была Героем России». Выполняя важное боевое задание, уничтожая врагов нашей страны, она погибла. Это случилось очень-очень давно, но мы до сих пор помним о ней, вспоминаем её, и даже улица носит её имя.

     Воспитатель: - Рома, ты живешь на улице Пешехонова. А ты знаешь, что обозначает это название? Кто живет на улице Полубоярова? Знаете, почему она так называется? Видите, ребята, мы с вами совсем ничего не знаем о том, почему улицы нашего города имеют такие названия. В честь кого они названы? Почему носят имена именно этих людей? Вы хотели бы узнать об этом?

- Тогда подойдите, пожалуйста, к доске, чтобы лучше рассмотреть эти иллюстрации. (Негромко звучит песня «День Победы».  Дети подходят,  молча рассматривают, музыка затихает, дети садятся на свои места.)

     Воспитатель: - Кто скажет, какую  песню вы слышали, когда рассматривали фотографии? Как вы думаете, почему именно про День победы?  Да потому, ребята, что люди, которых вы видите на этих фотографиях, помогли нашей стране в годы Великой Отечественной войны победить наших врагов – фашистских захватчиков. Благодаря им и многим другим героям в наши города много лет назад пришла победа.

- Герои-победители прошли в годы В.  О.  войны замечательный боевой путь от Москвы и до Берлина, награждены орденами, медалями. В честь  героев-воинов названы некоторые улицы нашего города.

Воспитатель: - Посмотрите на эту фотографию. Кто узнал, что это за улица и может сказать её название? (Ул. Маршала Жукова.) Взгляните на эту фотографию. На ней вы видите великого человека, который командовал очень большой армией русских солдат,  воевавших с фашистами. Он носил высокое воинское звание – маршал. Его звали ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЖУКОВ. Ему четыре раза присваивали самое высокое звание  - Героя Советского Союза. На груди у него  много наград, всего 34 ордена и 33 медали. Так наша страна благодарила его за хорошее и умелое командование армией солдат и за совершенные ими подвиги.

 

 - А вот эта фотография ДМИТРИЯ ДМИТРИЕВИЧА ПОГОДИНА. Он самым первым из воевавших жителей г. Наро-Фоминска заслужил это высокое звание Героя Советского Союза. Это звание – самая высокая награда  нашей страны.  Был он тогда такой же молодой, как и ваши родители. Он был простым пареньком, его родители  -  обыкновенные рабочие. В годы войны он был командиром танковой роты. Был простым лейтенантом, а за мужество и героизм ему присвоили звание генерала. Но он так и не успел надеть красивую форму генерала, погиб от рук врага, когда защищал  Украину.

- Кто может среди этих фотографий найти и показать нам улицу ПОГОДИНА? (Если необходимо, помочь.)

Воспитатель: - Ребята, кто из вас слышал такое  название улицы – ШИБАНКОВА? Я вижу, что многие. Улица эта носит имя полковника, тоже Героя Советского Союза, командира гвардейцев-танкистов нашей Кантемировской дивизии.  Эта военная дивизия находится в военном городке, если ехать на ул. Пешехонова и выйти на остановке, где находится памятный знак – «Три танка».

- Посмотрите на эту фотографию. Вот он – ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШИБАНКОВ. Он не дожил до светлого дня победы, погиб, когда воевал на Украине, защищая город под названием Красноармейск. Когда гибнут герои, тогда говорят: Пали смертью храбрых!» Потому что только очень смелые люди могли не жалеть своих жизней, защищая других людей. Это и называется – «совершить подвиг».

- Найдите среди этих фотографий улицу ШИБАНКОВА.

Воспитатель: -  Посмотрите вот на этого человека. Он был танкистом, поэтому на нём надет шлем. Он тоже совершил подвиг. Когда фашисты очень сильно обстреливали наших солдат, так, что невозможно было встать и продвигаться вперед, чтобы громить врага, он  бросился на вражеский пулемет и своим телом прикрыл его. Все пули попали в человека, но пулемет замолчал. А в это время русские солдаты смогли подняться и броситься вперед, разбивая врага. А храбрый боец погиб, закрывая своим телом вражеское оружие. Звали этого человека ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ПЕШЕХОНОВ. Уже в конце войны погиб Василий Иванович, совсем немного не дожил он до светлого дня нашей победы над фашистами. Уже после его смерти ему тоже присвоили самое высокое звание-награду – звание Героя Советского Союза.

- Давайте среди этих фотографий найдем фотографию улицы Пешехонова. Покажите ее, ребята. Теперь вы знаете, имя какого человека носит эта улица.

 

Воспитатель: - Посмотрите и скажите, пожалуйста, что за улица вот на этой фотографии? Я думаю, что эта улица многим из вас знакома.  (ул.Полубоярова.)

- Поднимите руку те ребята, которые живут на этой улице. Посмотрите, как вас много. А теперь взгляните на фотографию человека, в честь которого названа ваша улица. Это ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ ПОЛУБОЯРОВ  - Герой Советского Союза, маршал бронетанковых войск. В годы войны он командовал гвардейской танковой Кантемировской дивизией, которая находится в нашем военном городке. Я  вам об этом уже рассказывала. О мужестве, отваге, героизме и добросовестной службе можно судить по  наградам Павла Павловича Полубоярова. Он имеет шестнадцать различных орденов, множество медалей и много наград, которые вручили ему даже другие государства, не Россия. Конечно, вам, ребята, еще трудно понять высокий смысл наград и званий, но поверьте мне, что такие награды вручались людям только за великие боевые подвиги и героические поступки, благодаря которым наша Россия победила фашистских захватчиков. Сколько наград, столько и  подвигов совершил человек.

 

Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, на эту фотографию. На ней – захоронение, которое находится в парке на ул. Калинина, за детской поликлиникой. Кто там бывал и видел это захоронение и памятники?  На каменных плитах выбиты фамилии и имена погибших  во время боев за наш город и захороненных в этом парке солдат и обыкновенных жителей нашего города. И среди многочисленных фамилий есть такая: ПАВЕЛ  ВЕНИАМИНОВИЧ НОВИКОВ. Он был командиром гвардейской московской дивизии, защищавшей и освобождавшей наш город. Во время боев за освобождение нашего города полк, которым он командовал, защищал наш город в районе торгового центра «Шелковик»,где находится «Шоколадница». В бою он был смертельно ранен, а потом умер. Военные друзья похоронили его в братской могиле в этом парке. На этой фотографии видно, что на плите среди других фамилий есть и фамилия ПАВЛА ВЕНИАМИНОВИЧА НОВИКОВА.

- В нашем городе есть улица НОВИКОВА. Вот её фотография.

Воспитатель: - Кто знает, как называется улица, по которой на маршрутке или  машине мы можем доехать до ул. Пешехонова и ул. Шибанкова? (ул. Найдова-Железова.)

- Кто из нашей группы живет на этой улице? (Никто.) Я хочу вам сказать, что на этой улице живет воспитатель из нашего детского сада, которого многие из вас хорошо знают – Ольга Владимировна. Посмотрите: вот это – улица им. Найдова-Железова. А это – дом Ольги Владимировны, который находится на этой улице.

- Но кто же это – Найдов-Железов?  В суровое время Великой Отечественной войны болгарин ОГНЯН НАЙДОВ-ЖЕЛЕЗОВ сражался с фашистами, защищая Москву. При установке минного поля недалеко от г. Наро-Фоминска он был смертельно ранен и умер от ран в госпитале. В том месте, где он был ранен, и установили памятник этому герою – сыну болгарского народа Огняну Найдову-Железову. Вы можете видеть этот памятник, когда едете в г.Москву на автобусе или машине с родителями по киевскому шоссе. Вот  он, на этой фотографии.

Воспитатель: - А вот на этой фотографии – ЕФРЕМОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ – командующий 33-й армией. Это под его командованием воины 33-й армии освободили Наро-Фоминск от врага. Его имя носит одна из школ Наро-Фоминского района, расположенная в посёлке Кузнецово. А в нашем городе Михаилу Григорьевичу установлен памятник. Находится он недалеко от нашего детского сада. Вы видите его на этой фотографии. Посмотрите, это место наверняка хорошо знакомо каждому из вас. Вы часто здесь проходите с родителями. Когда в ДЕНЬ ПОБЕДЫ  мы идем возлагать цветы  к Вечному огню, мы проходим с вами мимо этого памятника и всегда останавливаемся здесь, чтобы возложить цветы и почтить память героя. Одна из улиц нашего города носит его имя. Вы увидите её на этой фотографии, посмотрите.

Воспитатель: - Ребята, я знаю, что Маша Бандурова живет на улице братьев Курзенковых. Маша, а ты что-нибудь знаешь об этих братьях? Ребята, может, кто-то из вас может рассказать, почему так названа улица, на которой живет Маша? Тогда послушайте, что я вам могу рассказать.

- Два брата – Александр и Сергей – были летчиками. Сергей был старше, а Александр – на несколько лет моложе.   Но они оба были  смелыми, отважными мужественными. Не щадя своей жизни громили врага. Сергей Георгиевич Курзенков к середине войны совершил 209 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 9 вражеских самолетов и повредил 4 самолета противника. Он был помощником командира истребительного авиационного полка. Наша страна оценила смелость и отвагу пилота и за его подвиги присвоила ему самое высокое звание – Герой Советского Союза. Сергей Георгиевич Курзенков, к счастью, не погиб не войне. Он и после победы служил своей Родине и жил многие годы. После его смерти  в городе увековечили память о нем – присоединили его имя к имени его младшего брата, и улица стала носить название  «братьев Курзенковых».

- Ведь вначале, очень долгие годы она называлась улицей имени Александра Курзенкова. Младшему брату Сергея Георгиевича повезло меньше – ему не удалось дожить до светлого Дня победы. Он погиб буквально накануне победы, за три часа до неё. Восьмого мая 1945 года он был сбит вражеским истребителем при выполнении боевого задания.

- Во время войны Александр Георгиевич Курзенков был награжден орденом Ленина и четырьмя орденами Красного Знамени, многочисленными медалями. Высоко оценивая боевые заслуги этого солдата, наша Родина присвоила ему самое высокое звание – Героя Советского Союза. Через несколько лет после войны, увековечивая  память об этом великом герое, одну из улиц нашего города назвали улицей Александра Курзенкова.

- Теперь, ребята, вы знаете, почему эта улица носит такое название. Маша, иди, пожалуйста,  покажи фотографию своей улицы. Может быть, на этой фотографии мы увидим и твой дом. (Маша показывает.)

Воспитатель: - Ребята, а теперь взгляните вот на это фото. Может, кто-то знает, что это за здание? В этом доме расположено профессиональное училище №112. В этом училище сейчас учатся молодые люди и девушки. Они получают здесь образование и приобретают некоторые специальности, обучаются своей профессии. А раньше, еще до войны, здесь учился вот этот человек (показ фотографии). Это Герой Советского Союза, знаменитый подводник, командир подводной лодки 2-го Краснознаменного Балтийского флота, капитан 2-го ранга ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ТРАВКИН.  Это житель нашего города, он воевал на подводных лодках,  был героем, совершил много подвигов. Это учебное заведение носит теперь его имя. На этой фотографии вы видите мемориальную доску, которая висит на стенах училища, где написано, чье имя носит это училище.

Воспитатель: - Ребята, я думаю, что вы все узнаете на этой фотографии знакомое здание. Кто скажет, что здесь изображено? (Школа №6.) Правильно, это школа №6, которая находится  недалеко от нашего детского сада. В ней учится много ребят, которые раньше ходили в наш садик. Когда вы немного подрастете, тоже будете учиться в этой школе.

     До войны в этой школе (тогда она выглядела совсем по-другому, была маленькой и не такой красивой) учился обыкновенный наро-фоминский паренёк. Война сделала его настоящим героем. Звали его Витя Кусакин. Послушайте мой рассказ об этом 12-летнем мальчике.

                           РАССКАЗ  ВОСПИТАТЕЛЯ  О  ВИКТОРЕ КУСАКИНЕ.

     В самый разгар боёв с фашистами за наш город на левом берегу реки Нары, там, где находились русские солдаты, в октябре 1941 года в штаб, к командиру полка пришел Виктор Кусакин. На тот момент он закончил четвёртый класс школы №6. Витя сообщил, что на той стороне реки видел много фашистов, вражеского оружия. Эти сведения были важны для наших солдат, и командир поблагодарил  мальчика за них. Тогда Виктор стал просить, чтобы ему разрешили остаться в отряде и воевать вместе с солдатами. «Я хочу бить фашистов», - сказал он. Ему разрешили остаться.  Витя стал «сыном полка». Он ходил в разведку и приносил много важных сведений про фашистов. Однажды он отправился на другую сторону реки, там, где находились немецкие захватчики. Нужно было узнать, сколько у них танков,  пушек и другого оружия и где оно расположено. Через три дня он должен был вернуться. Мальчик перешел линию фронта, долго ходил и наблюдал в том районе, где сейчас находится наша «Звезда». Неподалёку он увидел много фашистов и пушек. Чтобы не вызвать подозрений, он попросил у немецкого офицера хлеба. Тот ударил его и приказал солдатам прогнать. Витя проходил по району нашего «Мальково». Только раньше, во время войны, там все было по- другому: не было ни высоких домов, ни шоссе, а было много травы, бездорожья, там росли настоящие леса. И вот на опушке леса Витя заметил танки, войска. Он всё старался разглядеть, запомнить. Но гитлеровцы схватили мальчика, потому что слишком часто встречали его. Его долго допрашивали, били хлыстом, хотели узнать, для кого он добывает важные сведения. Но Витя говорил: «Ничего не знаю, я сестру ищу». Тогда обозлившийся фашист  схватил топор и отрубил ему пальцы на правой руке. Мальчика бросили в холодную избу, дверь и окна забили досками. Ночью он очнулся, осмотрел избу, на потолке заметил отверстие, пробитое снарядом. Поставил на стол стул и, напрягая силы, забыв о боли, выбрался наружу. Вскоре добрался до своих.

     Вите Кусакину было всего 12 лет, когда он стал разведчиком, сыном полка. Он не дожил до светлого дня нашей победы над фашистами. В школе №6 увековечили память о двенадцатилетнем разведчике. На стенах школы висит мемориальная доска, где написано, что ВИТЯ КУСАКИН учился в этой школе. Вы видите её на этой фотографии.

- Ребята, как звали этого смелого и отважного маленького разведчика, о котором вы послушали мой рассказ?

- Скажите, почему мы его называем настоящим героем?  (Самостоятельные ответы детей.)

 

     Воспитатель: Скажите, кому мы  посвятили наше занятие? О ком мы говорили на нем? Для чего улицам присваивают имена некоторых людей? Как вы думаете, нужно ли чтить память об этих героях и почему? Как вы считаете, нужно ли знать и рассказывать  о героических подвигах солдат своим друзьям, друг другу и почему? А как еще в городах увековечена память о героях Великой Отечественной войны?

3. Итоговая часть НОД.

     - На этом наше занятие подходит к концу.

     Воспитатель проводит анализ работы детей.

 

                                                      Занятие окончено.

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Elena
Просмотров: 2283 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Категории раздела

Мои файлы [9]

Вход на сайт

Поиск